Этот сдвиг вызвал большое удовлетворение официальных кругов Соединенных Штатов, выразивших надежду, что «успехи в области предпринимательства послужат началом разрушения
оков бедности, опутавших американских индейцев». По-иному их: оценили сами аборигены. «Официальная статистика пугает как раз тем, что она скрывает, — заметил один из лидеров НКАИ, Д. Делакруз. — Вопреки увеличивающемуся вкладу резерваций в американскую экономику, индейцам в целом по-прежнему достается незначительная часть национальных доходов». Ответ на вопрос, почему это происходит, в определенной степени можно получить из сопоставления ряда официальных данных. Прежде всего количественный рост индейских предприятий произошел за счет увеличения числа мелких объектов. Поэтому абсолютное большинство их — 75,8 % имеет годовой доход ниже среднего показателя — ок. 50 тыс. долл.; еще 11,7 — приблизительно равный ему, от 50 тыс. до 100 тыс. долл.; и только 12,5 % —более 100 тыс. долл.
Кроме того, в структуре индейского предпринимательства произошли существенные сдвиги. Общий рост предпринимательской активности индейского населения был обусловлен в основном увеличением числа мелких предприятий главным образом в торговле и сфере обслуживания. Их хозяева — владельцы гостиниц, ресторанчиков, лавок, изредка строительные субподрядчики, которым «голиафы индустрии» уделяют толику государственных заказов, связанных с осуществлением работ непосредственно в резервациях. Они порой даже не нанимают работников, довольствуясь помощью членов своей семьи. Конкурентоспособность объектов такого рода весьма невелика, поэтому рынок сбыта услуг (товаров), предлагаемых предпринимателями-индейцами, ограничен территориями их общин. Все это означает, что рост числа деловых инициатив отдельных представителей коренного населения, получающих прибыли за счет своих соплеменников, не может способствовать прогрессу индейских общин США.
|