Индейский акт дает советам общин право с одобрения министра по делам индейцев принимать постановления местной власти и претворять их в жизнь. Первоначально индейцы робко пользовались этой возможностью в 1965 г. было принято по стране всего 400 таких постановлений. Однако за 15 лет их общее число увеличилось в 3 раза и составляло в 1980 г. свыше 1200 постановлений, хотя до сих пор менее 20 % общин вырабатывают и принимают собственные постановления. Большинство их касается вопросов муниципальной администрации (дорожное движение, правила поведения, вывоз мусора и пр.).
Внешне процесс развития общинного индейского самоуправления выглядит как вполне позитивный, и он, действительно, содержит элементы, характеризующие рост индейского самосознания и уровня их организации по сравнению с предыдущим периодом. Однако курс канадского правительства на развитие индейского самоуправления не столь альтруистичен и бескорыстен по отношению к аборигенам, как это представляется на первый взгляд. Во-первых, вся система организации и финансирования общинного управления, по мнению прежде всего самих индейцев, превращает вождей и членов советов из политических лидеров в администраторов, столь же зависящих от источника финансирования — федеральной казны, как и бывшие «индейские агенты», место которых теперь заняла собственная индейская бюрократия. Именно эту новую категорию известный индейский вождь и публицист Г. Кардинал назвал «коричневыми индейскими агентами», отметив появление чувства отчужденности среди тех индейцев, которые оказались исключенными из числа общинной бюрократии . Аналогично и заключение некоторых специалистов: «Хотя выбираемые официальные лица (вожди и члены советов) ответственны за исполнение своих обязанностей перед избирателями, они находятся гораздо в более ощутимой зависимости и подотчетны бюрократам разного уровня из министерства по делам индейцев и развития Севера». Таким образом, наметившееся в 60-е годы усиление социальной стратификации внутри индейских общин приобрело еще более явные формы в 70—80-е годы.
Правительственные субсидии создают напряженность среди, индейских групп внутри общин, ибо финансирование носит произвольный, выборочный характер. При такой системе развития индейское самоуправление дальше невозможно. Прямое финансирование общинных советов, минуя общенациональные, региональные и другие индейские политические организации, поощряет разобщенность общин, их аполитичность. Это делается правительством намеренно, хотя и в скрытой форме. Наконец, все громкие слова об индейском местном управлении юридически сводятся только к праву принимать постановления. Этим правом, кстати, пользуются все муниципалитеты Канады с давних времен.
|