Языковые процессы у индейцев США. Часть 7

«Необязательно видеть весь путь.
Просто поверьте и сделайте первый шаг». Мартин Лютер Кинг

Materials in English

Home Америка Коренное население Америки Языковые процессы у индейцев США. Часть 7
Языковые процессы у индейцев США. Часть 7 PDF Печать E-mail

Так, в общинах команчей. (штат Оклахома) на родном языке сегодня говорят только лица в возрасте старше 50 лет, да и то не более половины из них. Но среди \ лдейцев юте и собственно шошонов носители родных языков исчисляются тысячами (при численности каждого из этих народов в 4—5 тыс. человек). На дальнейшую судьбу языков шошонских народов будет оказывать влияние то обстоятельство, что большинство из этих народов расселены дисперсно и не образуют сколько-нибудь крупных языковых массивов, которые могли бы служить достаточной гарантией сохранения их языков в будущем.
Народы, которые относятся исследователями к языковой семье хоксисиу, расселены практически по всей территории США. Различия в их исторических судьбах и современном положении настолько значительны, что говорить о каких-то общих тенденциях в развитии у них языковых процессов не представляется возможным. Неравномерность протекания этих процессов обнаруживается даже в пределах сравнительно мелких подразделений семьи хокасиу. Так, среди диегуэньо, кокопа, явапаи и паипаи, входящих в языковую группу юма, на родных языках сегодня говорят почти исключительно лица в возрасте старше 50 лет. А вот у юмаязычных уалапаи, хавасупаи, кеханов почти все владеют родными языками и очень многие используют их в общении.
В 1970 г. свыше 17 тыс. ирокезов (ирокезские народы тоже входят в языковую семью хока-сиу) признали в качестве родного языка тот или иной индейский язык, а из табл. 2 явствует, что в 1983 г. 15 тыс. ирокезов употребляли родные индейские языки. Иными словами, за последние несколько десятилетий число носителей ирокезских языков оставалось практически стабильным. Вместе с тем и у ирокезов просматривается зависимость языковых процессов от конкретных условий жизни. Например, весьма значительная часть ирокезов онейда, живущих в штате Нью-Йорк совместно с другими ирокезоязычными народами, в 70-е годы нашего столетия продолжали употреблять родной язык. В противоположность им среди онейда, переселенных в свое время в штат Висконсин, на родном языке в тот же период говорили лишь несколько сот стариков из почти двухтысячного населения резервации. Еще более ярко такая зависимость может быть прослежена на примере общины сенека и кайюга в Оклахоме, которая уже около ста лет существует в отрыве от основного ирокезского населения страны. В начале 60-х годов при общей численности этой группы приблизительно в 1 тыс. человек языком кайюга владели лишь два десятка индейцев в возрасте не моложе 40 лет и использовался он только в религиозных обрядах. Случаев же употребления или хотя бы знания языка сенека в те годы уже не было зафиксировано.

 

-->


Copyright 2011-2012 © "Все про страны.ру". Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.