География в Соединенных Штатах Америки
Массаж лингама цена чувственный массаж лингама.

«Необязательно видеть весь путь.
Просто поверьте и сделайте первый шаг». Мартин Лютер Кинг

Materials in English

Home История географии Развитие географической науки в зарубежных странах в 19 в География в Соединенных Штатах Америки
География в Соединенных Штатах Америки PDF Печать E-mail

Пионерами в американской географии считаются ученые-энциклопедисты Бенжамин Франклин и Томас Джефферсон. Новые подходы к изучению географических явлений предложили А. Гюйо, М.Ф. Мори, Дж.П. Марш и У.М. Дэвис. Мори исследовал проблемы глобальной динамики атмосферы и Мирового океана, и об этом речь шла выше. Арнольд Гюйо, по происхождению швейцарец, учился у Риттера и стал его убежденным сторонником. В 1848 г. он был приглашен для чтения лекций по проблемам новой географии в Гарвардский университет и остался в США Надолго. Гюйо пошел дальше своего учителя, для него было важно не только описание географических объектов и явлений, но выяснение причин, их порождающих. Однако, как и Риттер, Гюйо был убежден, что первопричиной всему является божественное провидение. «Глубокое изучение физической географии приводит нас к заключению, что все наикрупнейшие географические компоненты планеты — земная суша, океан и атмосфера — взаимозависимы и взаимосвязаны, непрерывно воздействуя друг на друга; и следовательно, Земля представляет собой воистину удивительный механизм, все части которого гармонично взаимодействуют для исполнения того, что предназначено ей всезнающим творцом» (Джеймс, Мартин, 1988. С. 224), Гюйо составил учебники географии для начальных и средних школ, и они получили широкое распространение и признание. Иными были взгляды Марша и Дэвиса.

Дж.П. Марш и проблемы взаимодействия общества и природы                                                                    К середине XIX в. ОТНОСИТСЯ быстрый рост промышленного производства, так называемая промышленная революция. В процессе материального производства вовлекались все большие территории и природные ресурсы. Были распаханы огромные территории, ускоренными темпами начала вестись добыча полезных ископаемых, появились разнообразные отходы производства, возникла разветвленная сеть дорог, бурными темпами стали расти города, заводы, фабрики, нарастали темпы увеличения численности населения. Резко стала меняться среда жизни и деятельности людей. Пожалуй, первым обратил внимание на процесс дисгармонии в развитии численности населения и природными возможностями их пропитания английский экономист и публицист, автор первой в истории науки теории народонаселения Томас Роберт Мальтус (1766—1834). Суть этой теории заключается в двух постулатах: 1) при отсутствии ограничений население растет в геометрической прогрессии и 2) запасы продовольствия в лучшем случае растут в арифметической прогрессии. Эта диспропорция приведет к катастрофическим последствиям. «...Дело в том, — писал Мальтус в "Опыте о законе народонаселения...", — что опасность, о которой идет речь, вовсе не так удалена, а, напротив того, весьма близка и неизбежна. В каждую данную эпоху, в которую просвещение делает или будет делать успехи, с настоящей минуты до того времени, как земной шар обращен будет в цветущий сад, при полном господстве равенства, недостаток продовольствия тем не менее будет ощущаться человеком. Тщетно будет ежегодно возрастать количество плодов земли: так как размножение населения будет еще быстрее, то излишек его неизбежно будет сдерживаться непрерывным или периодическим действием нравственного обуздания, порока или несчастья» (Мальтус, 1868. Т. 2. С. 6). И далее: «...для улучшения положения бедных необходимо уменьшение относительного числа рождений. уменьшение числа рождений есть единственное средство прочного улучшения здоровья и благосостояния всей массы народа... Смотреть на меня как на врага размножения населения, значит не иметь никакого понятия о моих принципах. Враги, с которыми я борюсь, суть порок и нищета. Ради ослабления действия этих страшных противников, я предлагаю установить между населением и продовольствием такое отношение, которое не вызывало бы борьбы между ними» (Там же. С. 378, 380, 346). Отношение к теории Мальтуса с самого начала не было благостным, жестокой критике она подвергалась в Советском Союзе. Но дело не в самой сути, а в спосо-302    бах сокращения прироста численности населения, которые рекомендовал

Мальтус. Он был сторонником тех мер, которые усиливали бы смертность, вплоть до того чтобы «способствовать повторению эпидемий чумы». «Прежде всего, — писал Мальтус, — нам следует осудить применение особых лекарств для лечения смертельных болезней, а также осудить тех добрых, но заблуждающихся людей, которые, изобретая способы искоренения определенных зол, думают, что оказывают услугу человечеству» (Цит. по: Петров, 2000. С. 234 —235). Подобные рекомендации противоречат принципам гуманизма, и тем не менее к концу XX в. отношение к Мальтусу и его теории существенно изменилось. В этом отношении характерен вывод СП. Капицы (1999) о том, что «рост населения следует считать основной глобальной проблемой человечества, за которой уже следуют остальные, в том числе антропогенные изменения окружающей среды и возможное исчерпание ресурсов».

О неприглядном поведении людей в среде своего обитания говорил Ламарк еще в начале XIX в.: «Можно, пожалуй сказать, что назначение человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания». Немецкий ботаник Карл Фраас (1810— 1875) написал книгу «Климат и растительный мир во времени, их история» и пришел к выводу, что в историческую эпоху происходят изменения и климата, и растительности. Исчезают леса, на их месте возникают степи, становится суше климат. Комментируя книгу Фрааса, К. Маркс сделал знаменательный вывод: «...Культура— если она развивается стихийно, а не направляется сознательно... оставляет после себя пустыню». Процесс антропогенного опустынивания в районах длительного развития цивилизации в странах Ближнего Востока и Средиземноморья в течение многих лет изучал Дж. Марш.

Джордж Перкинс Марш(1801 — 1882) с 1849 г. и до самой смерти был послом Соединенных Штатов в Турции и Италии, знал множество языков и мог читать на 20 из них. Значит, мог знакомиться с многоязычной литературой, отражающей длительную историю края, и делать выводы о трансформации его природы. В 1864 г. Марш опубликовал книгу «Человек и природа, или о влиянии человека на изменение физико-географических условий». Книга сразу сделала ее автора широко известным. В 1866 г. она была опубликована в России. О целях своей книги Марш писал: «Показать характер и... степень изменений, производимых человеческой деятельностью... указать на опасность опрометчивого вмешательства... в стихийно организованные органическое и неорганическое царства природы; подчеркнуть возможность и важность восстановления нарушенной гармонии». И далее: «Человек слишком долго забывал, что земля дана ему для пользования ее плодами, а не для растраты ее, еще менее для безрассудного уничтожения ее производительности». «Земля близка к тому, чтоб сделаться непригодной для лучших своих обитателей, и если человек будет продолжать по-прежнему свою преступную и непредусмотрительную деятельность, то земная поверхность может дойти до такого расстройства, оскудения производительности и до таких климатических крайностей, что последствием этого может быть совершенное извращение, одичание и даже исчезновение людей» (Марш, 1866. С. 47). Причина разрушения природы— «невежественное небрежение человека к законам природы». Марш указывал, что, нарушая естественное взаимодействие сил в природе в процессе хозяйственной деятельности, человек должен компенсировать отрицательные последствия такого нарушения, иначе он несет природе гибель (Файбусович, 1967). География «обнимает не только земной шар, но и все живое, произрастающее или движущееся на нем, все разнообразные влияния друг на друга различных форм жизни, взаимное действие и воздействие между этими формами и населяемою ими Землею» (Марш, 1866. С. 61). Марш подчеркивал необходимость отнесения к объектам географии растительного и животного мира, поскольку каждый из организмов «есть географический деятель» (Исаченко, 1971. С 204).

Маршем были предложены идеи гармонизации взаимоотношений человека и природы, экологически грамотного ведения хозяйства, расширенного воспроизводства на базе рационального природопользования. Для целенаправленной реконструкции природы, по Маршу, необходимы гигантские инженерные сооружения, мелиорация земель, насаждение лесов, разведение животных и т. д.

У.М. Дзвис о развитии геоморфологии

Первым профессиональным географом, развивавшим новые идеи в американской географии, в частности идеи развития, был Уильям Морис Дэвис (1850—1934). Он окончил Гарвардский университет, работал в нем, в 1899 г. получил звание профессора геологии. В то время геология и география, в частности физическая, в американской науке не разделялись. В 1909— 1912 гг. Дэвис читал лекции в Берлинском университете, в Сорбонне. Дэвис был одним из учредителей Ассоциации американских географов и трижды избирался ее президентом. Он был также президентом Американского геологического общества и Гарвардского клуба путешественников. Был почетным доктором многих университетов.

Дэвис предложил новый метод исследования рельефа, который он назвал объяснительным. «Сущность объяснительного метода в применении к описанию форм земной поверхности, — писал Дэвис, — состоит в раскрытии влияния прошлых процессов на выработку современных форм». «Период времени, в течение которого процессы субаэральной эрозии преобразуют поднятый участок суши, в результате чего образуется низкая, однообразная равнина, называется географическим циклом» (Цит. по: Панов, 1966. С. 18). В результате действия комплекса эрозионных факторов поверхность водоразделов постепенно снижается, склоны выполаживаются, продукты денудации сносятся в пониженные места, и в конечном итоге образуется волнистая равнина, получившая название пенеплена. В течение географического цикла происходит последовательный переход от первоначальных юных форм к зрелым и старым, или дряхлым. Отражением зрелости развития рельефа служат стадии развития речных долин: юные — с большим падением русла и интенсивным развитием эрозионных процессов, зрелые — глубоко врезанные, и старые — отличающиеся преобладанием боковой эрозии, образованием меандр и озер-стариц. Водоразделы приобретают мягкие очертания. Дэвис указывал, что весь цикл может повториться при условии нового тектонического поднятия. Тогда произойдет омоложение рельефа.

Летом 1903 г. Дэвис совершил короткую поездку по Средней Азии и Казахстану и в следующем году опубликовал книжку «Летом в Туркестане» В реферате этой книги Л.С. Берг (1904) отметил, что Дэвис считает степи к югу от Семипалатинска лучшим примером пенеплена и на горы, окружающие Иссык-Куль, смотрит тоже как на пенеплен, поднятый процессами горообразования.

Учение Дэвиса о географических циклах получило широкое распространение и признание. Тем не менее это была лишь схема, реальное развитие процессов рельефообразования значительно сложнее. Учение Дэвиса было существенно дополнено немецким геоморфологом В. Пенком, о деятельности которого речь шла выше. Позднее южноафриканский геоморфолог Л. Кинг обратил внимание, что процесс понижения рельефа на различных участках возвышенности происходит с неодинаковой интенсивностью. Наиболее быстро происходит размыв склона и его отступание с примерным сохранением первоначального уклона. Параллельное отступание склона может продолжаться до встречи с противоположным склоном. В результате такого развития рельефа у подножия склона образуется холмистая поверхность, названная педиментом, а весь процесс преобразования рельефа получил название педипланации.

В американской географии получили развитие не только природные направления, но и социально-экономические. Заметный вклад в этом отношении принадлежит Дж. Расселу Смиту, подготовившему ряд учебных пособий, в частности по географии промышленности и торговли.

Рассмотрение истории развития географии по отдельным странам в значительной степени условно. Наука по своей сути — явление интернациональное. Наука может быть рациональной или ложной, ошибочной. Научные теории могут быть отвергнуты последовательным развитием опытной практики или научного творчества. Наука не может быть национальной. Национальными могут быть научные школы, в которых получены более ощутимые научные результаты и даже сделаны научные открытия. Переходя к следующей главе, в которой будут изложены основы развития отечественной географии, прошу понимать ее как составную часть общечеловеческого научного процесса.

 

-->


Copyright 2011-2012 © "Все про страны.ру". Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.