География в древней Греции

«Необязательно видеть весь путь.
Просто поверьте и сделайте первый шаг». Мартин Лютер Кинг

Materials in English

Home История географии География в Древнем мире География в древней Греции
География в древней Греции PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 25
ХудшийЛучший 

Формирование географии как науки связывают с Древней Грецией. Да и не только географии. Прав был Ф. Энгельс, когда указывал, что в «греческой философии уже имеются в зародыше... почти все позднейшие типы мировоззрений». Именно в греческой натурфилософии, еще не разделенном представлении об окружающем мире, зарождается весь противоречивый клубок разнообразных географических концепций, существенно повлиявших на все последующее развитие географии. Жизнь греков была тесно связана с морем, изрезанность берегов юга Балканского полуострова способствовала развитию мореплавания. Торговля со странами Средиземноморья, создание колоний на берегах обширной акватории, знакомство с культурой ближних и дальних соседей способствовали накоплению географических сведений и формированию теоретических представлений. Говоря о Средиземноморье и, в частности, о Древней Греции, В.А. Анучин (1972) отмечал: «...Нигде в мире, пожалуй, нельзя найти другого района, где на подобной по размерам территории сформировалась бы столь же дифференцированная географическая среда. Неудивительно поэтому, что здесь и возник один из древнейших очагов культуры» (С. 8). Греческая цивилизация стала наследницей культуры других народов Средиземноморья: критян, финикиян, египтян и др. Но удивляет, с какой интенсивностью прирастали мир духовности, объем информированности и глубина научных поисков народа, приобщившегося к благам цивилизации.

Несколькими волнами греки, потомки скотоводовариев, вторглись на Балканский полуостров из района Придунайской низменности и из степей Причерноморья. Они покорили и частью ассимилировали коренное население пеласгов, переняли у них способы мореплавания, познакомились с высокой минойской культурой Крита и на ее основе создали новую культуру, вошедшую в историю под названием микенской. В период расцвета минойской цивилизации жители Крита имели регулярные контакты с населением других островов Эгейского моря, Сирии, Финикии и Египта, занимались рыболовством, земледелием, садоводством и виноградарством, были мастерами городского строительства, имели свою письменность. Жестоким ударом для Крита стала природная катастрофа - взрыв вулкана Санторин. Довершили разгром государства грабежи греков-ахейцев (История Древней Греции, 1996).

Микенская культура распространилась на весь Пелопоннес, Фессалию, острова Эгейского моря. Сам покоренный Крит стал исходной базой заселения берегов Малой Азии. Греческие колонии возникли на Кипре, в дельте Нила, на Сицилии и юге Апеннинского полуострова. Впоследствии, в противоположность метрополии (Афины, Фивы, Спарта), раздираемой противоборством полисов, могущественные колонии в Малой Азии (Иония и Эолида) и в Южной Италии (Великая Греция) стали центрами формирования науки и культуры, отличной друг от друга и от предшествующей микенской. Возникли философские школы, по-своему объясняющие сложные проблемы мироздания.

Особое место в истории Древней Греции принадлежит Милету в Ионии, портовому городу, выходцы из которого постепенно освоились на всем побережье Черного и Азовского морей. Милетские моряки контролировали значительную часть восточного Средиземноморья. В Милет приходили торговые караваны из внутренних областей Малой Азии и Ближнего Востока. Милетский архитектор Гипподам первым стал выравнивать дома в одну линию, создавать улицы и площади по продуманному плану, Ионийские греки много видели сами, но многое об окружающем мире они заимствовали у других народов. Эти сведения и служили основой для глубоких философских обобщений.

Основоположником милетской (ионийской) философской школы считают Фалеса, жившего на рубеже VII и VI вв. до н. э. По торговым делам Фалес много путешествовал, побывал в Египте, познакомился с достижениями египтян в астрономии, математике, в строительном искусстве, с их философскими воззрениями. Фалесу приписывают формулирование нескольких математических аксиом, в частности, о том, что круг диаметром делится на две равные части, что углы у основания равнобедренного треугольника равны, что стороны подобных треугольников пропорциональны и др. Фалес и его сторонники признавали объективность всего сущего, были основоположниками материалистического миропонимания. В основе всех вещей Фалес предполагал воду. «Вода - начало всех вещей». Землю Фалес представлял плоским диском, плавающим в Океане.

Ученик Фалеса Анаксимандр (610 - 547 гг. д. н. э.) составил сочинение «О природе», которое, к сожалению, известно только в изложении других греческих мыслителей. Анаксимандр считал основой вещей бесконечно малые частицы, неизмеримые и вечные, обладающие неисчерпаемой творческой силой. Это вещество он назвал апейрон. Из бесконечной и вечной первичной материи под действием движущей силы образовались сначала теплое и холодное, а потом, через смешение этих элементов, и жидкое, которое, в свою очередь, дало начало земле, воздуху и огню. Анаксимандр первым предположил, что Земля висит свободно в пространстве и ни на чем не держится, но удерживается в таком положении благодаря одинаковому со всех сторон расстоянию от небесного шара. Форма Земли Анаксимандра напоминает цилиндр, на верхней круговой поверхности которого мы живем. Земля движется вокруг космоса. Диаметры Солнца и Луны равны диаметру Земли. Орбита Солнца в 27 раз, а Луны- в 18 раз больше диаметра Земли (Чайковский, 1996). По Анаксимандру, первоначальное вещество было однородно. Потом произошло его разделение: горячие частицы поднялись вверх, а илистые, более тяжелые, стекли вниз. Из жидких частиц возникло море, из твердых - суша. Из болотных пузырей возникли всевозможные животные, а от животных произошли люди. Готовая эволюционная гипотеза! Анаксимандр познакомил греков с гномоном, заимствованным у вавилонян. По самой короткой тени гномона определяется полдень. По-гречески «полуденный» означает «меридиан». Анаксимандр вычертил первую известную карту мира с использованием масштаба. Карта имела форму крута. Периферию круга занимал Океан. Первоначально вся поверхность Земли была покрыта водой. Под действием Солнца часть воды испарилась, и животные вынуждены были приспособиться к жизни на суше. А.Б. Дитмар (1980) считает, что «именно Анаксимандр положил начало развитию древнегреческой географии».

Последователь Анаксимандра, философ Анаксимен (? - 525 г. до н. э.), полагал, что первоосновой всего является воздух. При разрежении воздух становится огнем, а при сгущении - облаком, потом водой и, наконец, землей. Движение вечно и является причиной изменений. Первой возникла Земля из воздуха, а Луна, Солнце и звезды произошли от Земли. Наивно, но логика имеется!

К ионийской школе относится Гераклит (544 - 483 гг. до н. э.) - уроженец города Эфес в Малой Азии. Его сочинение «О природе» дошло до нас в отрывках. По Гераклиту, первовещество - огонь. Из огня произошел мир в целом, отдельные вещи и даже души. «Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим» (Цит. по: А.Ф. Лосев, 1970. С. 45). Все вещи возникают через борьбу согласно необходимости, которую Гераклит назвал «логосом». Мировой процесс цикличен: по истечении «великого года» все вещи вновь становятся огнем. Основным законом природы, по Гераклиту, является испарение, поскольку огонь, сгущаясь и уплотняясь, превращается в воду, вода же, отвердевая, превращается в землю, причем соответственно совершаются переходы от земли к воде и от воды к огню. Испарение Гераклита - прообраз взаимного превращения элементов. Жизнь природы - непрерывный процесс движения, и мудрость состоит в том, чтобы говорить и действовать согласно природе. Гераклиту принадлежит хрестоматийная формула диалектики : «все течет, все изменяется; нельзя дважды войти в один и тот же поток».

Уроженцем Малой Азии и ионийцем по духу был Геродот (ок. 484 - 428 гг. до н. э.) - знаменитый ученый и путешественник. Он посетил многие местности в Греции, на Балканском полуострове, в Причерноморье, в Ассирии и Вавилоне, подолгу жил в Египте и Южной Италии. Его «История в девяти книгах» в равной степени является наиболее полным географическим описанием тогдашнего мира. Геродот многое видел сам и описывал по результатам собственных наблюдений, многое заимствовал у своих предшественников, критически оценивая степень достоверности описываемых явлений. Благодаря Геродоту нам известны сведения о финикийско-египетском плавании вокруг Африки, о плавании Ганнона. Геродот настойчиво искал объяснения причин развития природных процессов и во многих случаях был на правильном пути. Он знал, что Каспийское море - замкнутый водоем, что ветер дует из мест холодных в направление теплых, что речной ил является следствием размыва горных пород. «Всякий здравомыслящий человек, - писал Геродот, - с первого взгляда убедится, что Египет... недавнего происхождения и является даром реки... Если, подплывая к Египту, бросить лот даже на расстоянии дневного пути от берега, то вытащишь ил на глубине 11 оргий. Это показывает, сколь далеко идут наносы». Геродот предположил, что Нилу потребовалось около 10 тыс. лет для создания равнины на месте залива, бывшего на месте дельты. Кроме того, он дал замечательную характеристику Днепра: «Борисфен - из скифских рек после Истра (Дуная) наибольшая и, по нашему мнению, самая богатая... Борисфен наиболее прибылен: он доставляет прекраснейшие и роскошнейшие пастбища для скота, превосходнейшую рыбу в большом изобилии, вода его на вкус очень приятна, чиста...; вдоль него тянутся превосходные пахотные поля...» (Цит. по: Фрадкин, 1974. С. 26 - 27). Геродот был первым, кто подробно описал Скифию, то есть земли современных Причерноморья и Приазовья.

Ионийцем по взглядам был Демокрит (460 -370гг. до н.э.)- один из основоположников атомистической теории. Весь мир, по Демокриту, состоит из пустоты и мельчайших неделимых частиц - атомов. Атомы вечны, находятся в постоянном движении. Все предметы - соединения атомов. Рождение и смерть обусловлены соединением атомов и их распадом. Справедливости ради надо отметить, что идею о наличии в природе изначальных частиц высказывал еще в XII в. до н. э. финикиянин Мох Сидонский. Десять лет Демокрит путешествовал. Более пяти лет жил в Египте, поднимался вверх по Нилу до порогов. Был в Вавилоне. Усвоил начала наук этих народов. Написал книгу «Большой мирострой», в которой изложил свои взгляды на мироздание. В частности, в ней отмечается приоритет государства в общественном развитии. «Пока государство в благополучии, и граждане в благополучии; когда оно гибнет, гибнут и граждане... Дела государственные необходимо считать много более важными, чем прочие» (Древняя Греция, 1963. С. 150). Демокрит первым из мыслителей Античности обратил внимание на влияние окружающей среды на человека. Даже причину появления жизни, в том числе и появления человека, Демокрит связывал с влагой, водой и илом. Учение Демокрита развил Эпикур (341 -270 гг. до н. э.). Эпикур исходил из признания вечности материи, которая имеет внутренние источники энергии движения. Чувственное восприятие, по Эпикуру, является источником подлинного знания постольку, поскольку оно связано с наслаждением. Человеческую душу Эпикур считал смертной и состоящей из особо тонких атомов. Вслед за Демокритом Эпикур призывал изучать природу и Вселенную, чтобы избавиться от страха перед смертью и богами. «За гробом не ждут никакие изучения, - убеждал Эпикур, - лишь вечный покой». В вечной и бесконечной Вселенной возникают и гибнут миры, состоящие из атомов. И боги тут не при чем. Их выдумали люди, не понимая сил природы, и стали их бояться. Тот, кто все это поймет, станет спокойным, свободным и счастливым.

Представители милетской или ионийской школы признавали объективность существования мира живых организмов и вещей. Это были начала материализма. В географическом отношении знания ионийцев носили страноведческий характер и охватывали естественные и общественные явления в единстве. А.Г. Исаченко, однако, считает, что «в рамках нерасчлененной ионийской науки содержались элементы физико-географической концепции, и мы имеем основания говорить о зарождении того направления в географии, которое много позже стало известно как общеземлеведческое» (Исаченко, 1971. С. 27).

Параллельно с ионийской школой развивалась школа пифагорейцев. Основателем ее был Пифагор Самосский, одаренный от природы мыслитель. В двадцать лет Пифагор вступал в диспуты с Фалесом и Анаксимандром в Милете. Не все в учении милетцев его удовлетворяло. В поисках истины Пифагор отправился в Египет, принял посвящение в сан жреца и 22 года изучал достижения духовного развития египтян. Глубоко изучил математику, поверил в магию чисел, ставших основой его философских представлений... Но вот Египет подвергся нападению персов. Пифагор и некоторые другие жрецы были уведены в плен. В течение 12 лет Пифагор жил в Вавилоне, постигая духовный мир народов Двуречья, в частности, учение Зороастра. За усердное служение Пифагор получил свободу и через 34 года вернулся на родину. Иония под пятой персов, Милет разрушен, Афины ослаблены войной с Персией, наука и культура в упадке. Пифагор перебирается на юг Италии в Великую Грецию, все еще могущественную и контролирующую вместе с Карфагеном значительную часть западного Средиземноморья. Греческие мореходы выходили за Геракловы столпы (Гибралтарский пролив) в Атлантику. Отсюда из Массалии (Марсель) в 330 - 320 гг. до н. э. совершил беспримерное плавание далеко на север вдоль западноевропейских берегов Пифей. Он первым из греков рассказал о приливах, первым сообщил достоверные сведения о природе, занятиях и быте бриттов, и первым назвал населенный ими остров Британией (Магидович, Магидович, 1982). Пифей достиг легендарного Туле, где вода и воздух смешаны, а море оказалось свернутым. По нынешним представлениям, эта обстановка с непроницаемым туманом у кромки льдов могла находиться где-то у берегов Норвегии. Возможно, греки добирались до Исландии и даже Гренландии. В газете «Труд» от 5 июня 1993 г. со ссылкой на газету «Чикаго сан» была приведена заметка о том, что в акватории гренландского порта Готхоб со дна моря была поднята амфора, возраст которой составил 2800 лет. Пифей и его спутники достигли широты места, где Солнце летом лишь ненадолго уходит за горизонт.

Итак, на юге Апеннинского полуострова в г. Кротоне Пифагор основал свою философскую школу, читал проповеди о нравственном совершенствовании, о нерасторжимой взаимосвязи всего сущего, о равенстве всех людей. Пифагор «очищал души своих слушателей, изгонял пороки из сердца и наполнял умы светлой истиной» (Пельтцер, 1994). Вокруг Пифагора возник круг единомышленников - «Пифагорейский союз». Основы своего учения Пифагор изложил в книге «Хиерос логос» («Священное слово»). Книга не сохранилась. О принципах Пифагора и пифагорейцев можно судить по произведениям Филолая, других мыслителей школы, по диалогам Платона и трактатам Аристотеля. Учеников своих Пифагор называл математиками, потому что в основе учения были числа и их соотношения в качестве основы мировой гармонии. Пифагорейцы полагали, что все тела состоят из «единиц бытия», сочетания которых соответствуют различным геометрическим фигурам. «Все вещи - суть числа» (Пельтцер, 1994). Известна «пифагорейская четверица», в которой единица соответствует точке, два - линии, три - плоскости, четыре - объемному телу. Десять, т. е. сумма первых четырех чисел, есть символ полноты Космоса. Планеты - дочери Солнца. Каждая из них одарена полусознательной душой и имеет свой особый характер. Фигура Земли должна быть идеальной. Такой геометрической фигурой является шар. Дж. Томсон, и с ним согласен А.Б. Дитмар, предполагал, что впервые о шаровидности Земли говорил Парменид. В центре мироздания находится огонь, который дает жизнь всему Космосу, состоящему из ряда сфер. Солнце вбирает в себя волны чистого огня, исходящие из срединного пункта и наружной окружности мирового шара, и излучает их снова в виде света и тепла. Из принципов симметрии было выведено представление о тепловых поясах. На ее основе Евдокс Книдский (400 - 347 гг. до н. э.) создал теорию климатических зон, исходя из различий наклона солнечных лучей, падающих на сферическую поверхность. Евдокс первым использовал гномон для определения положения места. А.Б. Дитмар полагает, что Евдокс был автором гипотезы об обитаемости южного умеренного пояса. Пифагорейцы заложили основы закона кругового движения небесных тел, высказывали мысли о расширении Вселенной из единого центра. И все это не из наблюдений. «Все, что мы видим, слышим, чувствуем, - рассуждали пифагорейцы, - все это нам только кажется. Это лишь видения, сны, которые посылают нам бессмертные боги. Наши чувства обманывают нас. Истину может познать лишь разум, данный нам бессмертными богами». Как отмечал один из исследователей изотерических (идеалистических) учений, в том числе взглядов Пифагора, Э. Шюре (1914), «наука древних храмов... не выводила разума из материи, но материю из разума. Она не приписывала рождения вселенной слепому сцеплению атомов, но зарождение атомов объясняла вибрациями мировой Души» (С. 152).

Пифагор занимался не только чистой наукой. Он разработал новые принципы государственного устройства. На конституционных началах была организована жизнь пифагорейской колонии. Многие кротонцы отказались от собственности и соединились в одну общину. Пифагорейские общины - гетерии - появились в других городах Греции. Сторонникам тирании это не понравилось. Однажды толпа фанатиков подожгла дом, где находился Пифагор. Мыслитель и его 38 учеников погибли в огне. Сгорело и большое рукописное наследие. Пифагорейский орден существовал в течение 50 лет, его идеи получили свое развитие в школе платоников.

Платон (428 - 348 гг. до н. э.) - отпрыск легендарного архонта Солона, с именем которого связана легенда о гибели Атлантиды. Платон осваивал последовательно живопись, музыку и поэзию. Написал несколько трагедий. Но когда Платон стал посещать беседы Сократа, жизнь его переменилась. Он посвятил себя поиску Мудрости. Через три года афинский ареопаг приговорил Сократа за пропаганду безбожия и высказывания, подрывающие основы рабовладельческой демократии, к смерти. В окружении учеников Сократ выпил яд... Платон покинул родину. Побывал в Малой Азии, Египте, Южной Италии. Возвратившись в Афины, Платон организовал школу в роще, посвященной божеству Академу, поэтому ее назвали академией. Свои мысли Платон замаскировал в «Диалогах». В них даны принципы космогонии, учение о Душе, ее странствиях и эволюции. Платон развивал теорию о существовании бестелесных форм вещей, которые он называл видами или идеями. Чувственный мир - порождение идей. Идеи вечны, не возникают, не погибают, не зависят от пространства и времени. Источником познания служат воспоминания бессмертной Души человека о мире идей, созерцаемом ею до вселения в смертное тело. Платон словами Сократа говорил, что «Земля очень велика, и мы, обитающие от Фасиса до Геракловых столбов, занимаем лишь малую ее частицу: мы теснимся вокруг нашего моря, словно муравьи или лягушки вокруг болота, и многие другие народы живут во многих местах, сходных с нашими» (Цит. по: Дитмар, 1980. С. 54).

Крупнейшим натурфилософом Древней Греции был Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.). В течение многих лет он посещал академию Платона, участвовал в диспутах, вел занятия по логике и риторике, а после его смерти двенадцать лет посвятил путешествиям по странам Средиземноморья. По возвращению в Афины Аристотель основал свою школу в пригороде, недалеко от храма Аполлона Ликейского. Отсюда ее название - ликей. К этому времени у Аристотеля сложилось убеждение, что наилучший путь к построению теории лежит через наблюдение фактов, а наилучший способ проверки теории состоит в сопоставлении ее с результатами наблюдений. В отличие от Платона Аристотель признавал объективность существования и развития материального мира, но вместе с тем и акт первоначального творения - «неподвижный перводвигатель». Большинство сочинений Аристотеля дошли до нашего времени. Одним из них является «Метеорологика» - вершина географической науки Античности. В ней, в частности, рассмотрен вопрос о круговороте воды при участии испарения с поверхности водоемов, охлаждения с образованием облаков и атмосферных осадков. Выпавшие на поверхность земли осадки образуют ручьи и реки, наиболее крупные из которых образуются в горах. Реки несут свои воды в моря в объеме, равном количеству испарившейся воды. Вот почему уровень моря остается стабильным. Между морем и сушей происходит постоянное противодействие, отчего в одних местах море разрушает берег, в других - образуется новая суша. «И поскольку море всегда в одном месте отступает, а в другом наступает, ясно, что и на всей Земле море и суша не остаются сами собою, но со временем одно превращается в Другое». Аристотель сделал вывод о существовании постоянного стока вод от Азовского моря в сторону Средиземного, поскольку «течение всего моря... зависит от глубины и от количества речной воды... Дело в том, что в вксинский Понт и Меотиду впадает больше рек, чем в остальные моря... оре от Меотиды к Понту, от Понта к Эгейскому морю, от Эгейского к сицилийскому становится заметно глубже и глубже» (Кавказ и Дон... 1990.  89 - 90). Аристотель рассуждал о «сухом» испарении (тепловое излучение земной поверхности), о тепловых поясах и о ветрах, как о результате неравномерного нагревания земной поверхности, дал описание 12-лучевой розы ветров. Аристотель писал о землетрясениях, громе, молнии, ураганах, радуге и других явлениях и о причинах их формирования. В трактате «О небе», в «Физике» и «Метафизике» Аристотель изложил мысли о строении Вселенной, о геоцентрической системе, о шарообразности Земли, о небольших размерах планеты. Стоит немного переместиться к северу или югу, как картина неба заметно меняется. Это Аристотель впервые объяснил лунное затмение тенью Земли, отбрасываемой на поверхность Луны. Протяженность Ойкумены с запада на восток невелика, берега Индии лежат не очень далеко от западных берегов Африки. По этой причине и в Индии и в Африке водятся слоны - делал вывод Аристотель. В книге «Политика» он рассмотрел влияние природных факторов на человека и его поведение в направлении, которое впоследствии получило наименование «географический детерминизм». Состояние природы, по Аристотелю, оказывает влияние и на уровень развития государственности: «Народности, обитающие в странах с холодным климатом и на севере Европы, преисполнены мужественного характера, но интеллектуальная жизнь и художественные интересы у них менее развиты. Поэтому они дольше сохраняют свою свободу, но не способны к государственной жизни и не могут господствовать над своими соседями. Наоборот, народности, населяющие Азию, очень интеллектуальны и обладают художественным вкусом, зато им не хватает мужества; поэтому они живут в подчиненном и рабском состоянии. Эллинская народность, занимающая в географическом отношении как бы среднее место между жителями северной Европы и Азии, объединяет в себе природные свойства тех и других; она обладает и мужественным характером и развитым интеллектом; поэтому она сохраняет свою свободу, пользуется наилучшей государственной организацией и была бы способна властвовать над всеми, если бы только была объединена одним государственным строем».

Аристотель не был одинок в своих выводах. Его старший современник Гиппократ (460 - 377 гг. до н. э.) в труде «О воздухах, водах и местностях» обосновал связь здоровья, быта и характера народов со средой обитания. И ныне природные факторы успешно используются в медицинской практике. Учение о лечебных свойствах местностей составляет основу современной науки курортологии. Гиппократ был уверен, что у обитателей жарких стран характер мягче, ум проницательнее, чем у северян. У северных народов под влиянием резкой смены температуры складывается дикий, неукротимый характер. В течение трех лет Аристотель был воспитателем Александра Македонского. Семена, брошенные Аристотелем, попали на благодатную почву.

С именем Александра Македонского связано распространение греческой цивилизации на огромную территорию Европы, Азии и Африки. Но прежде надо было сокрушить персов. Коринфский союз греческих городов для борьбы с Персией создал отец Александра Филипп, но в момент приготовления к походу он был убит. Во главе объединенных греческих сил стал 20-летний Александр, проявивший себя как талантливейший полководец. В 334 г до н. э. с войском в 35 тыс. человек он переправился через Геллеспонт (Дарданеллы) и в нескольких сражениях разгромил намного превосходящие по численности силы противника. За десять лет Александр захватил Палестину, Финикию, Египет, Персию, дошел до берегов Амударьи, Сырдарьи и Инда. Центром великой державы Александр сделал Вавилон, а несравненной красоты и богатства Персеполь был разграблен и разрушен. В огне погибли ценнейшие манускрипты, в том числе священная книга зороастрийцев «Авеста» (Касаткин, 1999). Стремясь помирить победителей и побежденных, Александр распорядился переженить десять тысяч своих воинов на персиянках и сам взял в жены старшую дочь царя Дария. Были основаны новые города, расцвели ремесла и торговля, новые импульсы развития получили науки и культура. Сочетающая в себе достижения народов Греции и стран Востока, она получила наименование эллинистической. В эллинистический период началась дифференциация науки: математика и механика, астрономия и география, медицина и ботаника, филология и история стали рассматриваться как самостоятельные области знания со своими задачами и методами исследования. Возникли новые научные центры. Дни Александра, однако, были сочтены, умер он в 33 года. Единая держава распалась на самостоятельные государства, во главе которых стали греческие военачальники. Возникли царства и династии Птолемеев в Египте, Селевкидов в Сирии и Вавилоне, Аталлидов в Пергаме. Самостоятельными стали Боспорское царство и Сицилийское государство.

Одним из крупнейших центров культуры и научной мысли эллинистического мира стала Александрия Египетская и в ней Мусейон (отсюда музей) - дом муз наук и искусств, совокупность научных и учебных учреждений. Основное место в Мусейоне занимала библиотека, в которой были собраны книги «со всех концов земли». В библиотеке трудились ученые разных стран, переводившие манускрипты на греческий язык. Содержание произведений переносилось на пергамент или папирус. Еще в III в. до н. э. при Птолемее II Филадельфе переведена была на греческий и Библия (Ветхий Завет). В библиотеке работали выдающиеся греческие мыслители: Аполлоний Родосский, Аристарх Самосский, Архимед, Эвклид, Эратосфен и многие другие.

Аристарх Самосский (310 - 230 гг. до н. э.) - астроном и географ, сделал попытку геометрическим путем измерить расстояние от Земли до Луны и Солнца. Он считал, что радиус Луны в три раза меньше земного, и она удалена на 74 земных радиуса. (Очень близко к действительным величинам!) Радиус Солнца в 6,5 раз больше земного, и расстояние до Солнца составляет 1400 земных радиусов. Аристарх пришел к выводу, что Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца. Но гелиоцентрическая система Аристарха не нашла своего признания в древности. Слишком великим был авторитет Аристотеля.

Эратосфен Киренский (275-195 гг. до н.э.), получивший хорошее образование в Афинах, приглашенный для воспитания детей фараона и заведования Александрийской библиотекой, был автором двух крупных произведений: истории от падения Трои до Александра Македонского и «Географики». Им впервые была выделена область знаний, которую мы до сей поры называем географией. Сочинения Эратосфена не сохранились, но имеются большие купюры в книгах других авторов, в особенности в «Географии» Страбона. Эратосфен рассмотрел историю развития географических идей своих предшественников, дал анализ шарообразности Земли и связанных с этим географических следствий, предложил метод расчета основных параметров земного шара, и впервые привел данные, очень близкие к современным, рассмотрел принципы развертки шарообразной поверхности на плоскость, осуществил страноведческое описание известного ему мира с характеристикой природы, государственного устройства стран и культуры народов. Книга была иллюстрирована картой мира с нанесенными на нее меридианами и параллелями. Эратосфену принадлежит идея о том, что можно достичь Индии, плывя на запад от Пиренейского полуострова. «Если бы обширность Атлантического океана не препятствовала нам, то можно было бы переплыть от Иберии в Индию по одному и тому же параллельному кругу». Ученик и преемник Эратосфена по Александрийской библиотеке Гиппарх ввел деление земного круга на 360 градусов и понятия широты и долготы (согласно с реальной протяженностью известного в то время мира), вычислил длину градуса меридиана, создал два вида картографических проекций, изобрел астролябию для определения широты места в открытом море. Гиппарх высказал мысль об обитаемости экваториальных широт, выделил систему климатов, обосновав их положением параллелей.

Мы остановились лишь на вкладе некоторых выдающихся мыслителей Древней Греции в становление географии. Их было много больше, входивших в школы и работавших индивидуально, работавших в период, когда Греция была поглощена Римской империей, и об этом будет рассказано ниже. Не все в представлениях древних ученых, даже выдающихся, «правильно» в нашем нынешнем понимании, но мы отбирали материалы и выводы, которые прошли проверку временем. В Древней Греции были заложены основы страноведения, землеведения, компонентной географии, истории географии. Греческие ученые были сторонниками концепции о влиянии природных предпосылок на деятельность людей, на общественное развитие. Да и само появление людей объясняли результатом развития природных стихий. Как справедливо отмечал А.Б. Дитмар (1980), «именно античным ученым принадлежит первая попытка осмысления всеобщности связей внутри материального мира, его единства» (С. 13). Постепенно оформилось представление о географическом детерминизме, в котором, однако, просматриваются идеи национальной исключительности. Геродот считал, что в Греции с благоприятным климатом для жизни люди рождаются свободолюбивыми, а жители стран с мягким климатом - изнеженными. Гиппократ делил обитаемый мир на три пояса. В Северном (в Скифии) климат сырой, холодный, степь однообразна. Все животные низкорослы и немногочисленны, а люди грузные и неплодовитые. В Южном поясе преобладает сухая жаркая погода. Животные крупны, многочисленны. Люди темнокожи, черноволосы и не отличаются особой физической силой. В Среднем поясе, в который входит Греция, ярко выражены сезонные различия, ландшафты разнообразны, люди смелы, сообразительны. А это все развивает находчивость, физическую и духовную выносливость. «У людей в жарком климате более цветущий вид, у них чище голос, характер мягче, ум проницательнее, чем у жителей северных областей; в то же время и все произведения лучше, чем в холодных странах... Однако в такой температуре душа не испытывает живых толчков, тело тоже не подвергается резким изменениям, естественно сообщающим человеку более дикий, неукротимый и пылкий характер; ибо быстрые переходы от одного состояния к другому будят дух человека и вырывают его из состояния бездействия»  (Боднарский, 1953. С. 48).

Как было отмечено, греки очень многое переняли у своих предшест­венников и соседей по Ойкумене: искусство мореплавания, земледелие и градостроение у критян, письменность у финикиян, календарь у вави­лонян, основы астрономии и математики у вавилонян и египтян. Но они были талантливыми наследниками, накопленные знания и представления они превратили в науку. В международный лексикон вошли очень мно­гие греческие слова. Среди них названия наук: география, метеорология, математика, геометрия, история, логика; такие слова, как политика, диа­лектика, демократия, сфера, океан, зона, дельта, прогноз и многие другие. Не случайно для обозначения новых явлений в качестве терминов часто берутся слова греческого языка.

 

-->


Copyright 2011-2012 © "Все про страны.ру". Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.