Развитие географической мысли в эпоху схоластики
Развитие географической мысли в эпоху схоластики Печать
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

В период Средневековья уровень развития науки в арабском мире был выше, чем в европейских странах. Через арабов в Европу проникали рациональные знания о мире, элементы знаний греческих ученых, сохраненных в арабских переводах. В Толедо, освобожденном от арабов, и в Палермо возникли центры по переводу арабоязычной литературы на латынь. Важными центрами науки стали университеты: Падуанский, Неаполитанский, Кембриджский, Пражский и другие. С арабского были переведены «Астрономические таблицы» Аль-Баттани, в которых содержались описания Земли в целом и морей, «Астрономия» Птолемея .(«Альмагест»), сочинения Аристотеля «Физика», «Метафизика», «Метеорологика», трактаты «О небе», «О животных», «О душе», «Канон врачебной науки» Ибн-Сины и др. С греческого - «Руководство по географии» Птолемея и «География» Страбона. Перед грамотными людьми Европы предстали необыкновенные мысли античных ученых, не укладывающиеся в рамки библейских откровений.

Вторая половина Средневековья характерна оживлением характерных философских учений, получивших наименование «схоластика», в которых распространявшиеся произведения античных мыслителей, прежде всего Платона и Аристотеля, комментировались с позиций христианского вероучения, проводились попытки найти в учениях древних подтверждение христианских догматов. Это был так называемый «христианский аристотелизм». Но объединять христианскую и научную традиции становилось все сложнее, рациональное знание раздвигало религиозные каноны. Все большее значение отдавалось научному познанию мира. Одним из первых мыслителей, который стал провозглашать приоритет разума над авторитетами, толкователями вероучения, был переводчик с арабского и автор ряда натурфилософских работ Аделяр Батский (1070 - ок. 1142 гг.). Он считал необходимым искать естественные причины природных явлений, а не объяснять их исключительно божественным промыслом. Среди схоластов были выдающиеся мудрецы, прежде всего - монах-францисканец Роджер Бэкон (1214-1292), которого называют самым крупным ученым этой эпохи. За свои естественно-научные воззрения Бэкон много лет провел в заключении. Он говорил, что нет ничего опаснее, чем невежество.

Бэкон усвоил основные идеи Аристотеля, Плиния Старшего, Ибн-Сины, Ибн-Рушда о вечности материального мира, о шарообразности Земли, о тепловых поясах, о нешироком водном пространстве между Африкой и Индией. Он отстаивал, как и Аристотель, тезис об опыте как основе знания («опытная наука- владычица умозрительных наук») и отстаивал практическое назначение научных знаний. Географические представления Бэкон изложил в одной из глав своего «Большого сочинения». В нем, в частности, причины приливов Бэкон объяснял влиянием Луны. Правда, своеобразно. По Бэкону, лунные лучи в глубинах моря вызывают образование паров, которые, в свою очередь, порождают приливные волны.

Другим выдающимся ученым эпохи схоластики был современник Бэкона Альберт Великий (ок. 1200- 1280 гг.), теолог и философ, епископ и преподаватель в Парижском университете и в Кельне. Его, как и Бэкона, интересовали вопросы выяснения размеров и соотношения суши и моря. Он первым употребил термин «вечные снега», первым отверг мысль о необитаемости жаркого пояса. Бэкон и Альберт считали, что «различные страны являются не просто географическими понятиями, но что они своей особенной природой влияют на людей и на их нравы» (Вейле, 1896. С. 444). Альберт доказывал необходимость непосредственных наблюдений и указывал: «Не дело естественным наукам безоговорочно принимать все, что бы ни было сказано, но следует искать причины, соответствующие каждому природному явлению... Опыт - лучший учитель во всех таких вещах»* (Мельникова, 1998. С. 122). Вместе с тем он наставлял многократно повторять опыты при сходных условиях, прежде чем делать заключение.

Популярным в XIII в. было сочинение Госсуэна «Образ мира», в котором Земля и Вселенная представлены шарообразными, а «Мир- весь Движение». Он утверждал: «Если в Земле просверлить сквозное отверстие и оросить в него камень, он остановится посередине». Вот он, прообраз учения о всемирном тяготении. Люди живут со всех сторон Земли, «как мухи на яблоке». Еще определеннее были выводы Джона Мандевиля (XIV в.): «Я говорю вам с уверенностью, что люди могут обогнуть всю Землю... и вернуться обратно в свою страну... И повсюду они найдут людей, острова и земли такие же, как и в этой стране. Ведь вы понимаете, что те, которые находятся у Антарктики, они будут ступнями прямо против ступней по отношению к тем, которые живут под Полярной звездой» (Там же. С. 138). Накопление новых фактов в период знакомства с античным наследием и отдаленными странами привело в конечном счете к необходимости нового понимания окружающего мира. Не отрицая роли Творца, все больше занимает умы поиск причинно-следственных связей, предпринимаются робкие попытки формирования географических теорий. Век схоластики готовил почву перехода к Ренессансу, к веку великих открытий.