Шри-Ланка. Сингальские маски

«Необязательно видеть весь путь.
Просто поверьте и сделайте первый шаг». Мартин Лютер Кинг

Materials in English

Home Волшебные острова Красочный остров Шри-Ланка Шри-Ланка. Сингальские маски
Шри-Ланка. Сингальские маски PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

Трудолюбивые и талантливые сингалезцы славились по всему миру плодами своей земли и из­делиями своих рук. В Индии и в Китае, в стра­нах Востока и Запада высоко ценились изделия из слоновой кости и красивые драгоценные укра­шения, сработанные цейлонскими умельцами. Ткани цейлонских ткачей были такие легкие и воздушные, такие нежные и изящные, что в древ­нем Китае будто бы даже говорили: «наши ткани из пряжи, а сингала — из воздуха».

Абдулахад Кахаров «Река течет только вперед...»

 

Куда бы вы ни поехали по туристским маршру­там Шри-Ланки, будь то Маунт Лавиния, Хиккадува или Ситирия, вам обязательно встретятся в какой-ни­будь лавчонке сингальские маски, привлекающие сво­ими необычными формами, яркостью и сочностью кра­сок. Невозможно устоять перед соблазном и не приоб­рести изделие местных мастеров, чтобы потом маска напоминала об изумрудном острове в Индийском океане. По асфальтированному шоссе, к которому с обеих сторон подступают маленькие домики, утопающие в пальмовых и банановых рощах, мы мчимся в южную часть острова. Здесь в 60 км от Коломбо, в местечке Амбалангода, живет и работает один из искуснейших резчиков по дереву — масочник Арийапала. Я бывал в его мастерской. На дороге объявление: «Здесь можно свернуть, если хотите посетить мастерскую масочника. Мы заходим в его уютный домик, расположенный среди пальм на берегу океана. В небольшом рыбацком по­селке дом масочника — это своеобразный музей. И ка­ких только масок здесь нет: с демоническими улыбками, со страшным оскалом зубов и выпученными глазами, с высунутыми красными языками в провале рта и длинны­ми ушами, обвитые кобрами, с шапкой волос и пыш­ными бородами — маски на все случаи жизни, разных размеров и всевозможных расцветок. Есть на выставке маленькие масочки в виде брелков для ключей, есть огромные маски, полутораметровой величины, назначе­ние которых даже трудно определить.

Мы проходим в мастерскую, где работает резчик и его ученики. В окно виден океан и рыбачьи катамараны. На полках вдоль стен разложены куски дерева всевоз­можных пород — это заготовки. Много незаконченных масок. Надо сказать, что неокрашенная маска не про­изводит впечатления. Оживляют изделие, придают ему своеобразную экспрессию яркие масляные краски или лак, поэтому масочник должен быть не только отлич­ным резчиком по дереву, но и уметь хорошо подбирать цвета. И, конечно, масочник является знатоком и хра­нителем традиций и обычаев своего народа. С незапа­мятных времен маска была главным атрибутом многих ритуальных танцев и церемоний, неотъемлемой частью народной драмы. Несмотря на то что символическое и религиозное значение многих танцев теперь утрачено, на представления в масках, особенно в сельской мест­ности, до сих пор собирается множество людей: от мала до велика.Знакомство с ланкийскими масками мы продолжили в Национальном музее Коломбо, где имеется небольшая коллекция.

—  Форма  танцевальных  масок   характерна   только для  Шри-Ланки, — пояснил  нам  работник музея, — от африканских   их   также   отличает   яркая    раскраска. Кстати, маски, изготовленные сингальскими умельцами, изображают не только демонов или духов, но и королей и королев с прислугой, сановников, простых людей, а также различных божеств. Значение маски можно оп­ределить по ее форме и расцветке. Причем нередко один и тот же цвет служит для обозначения совершенно раз­ных    персонажей.    Например,   красный    олицетворяет слуг в доме знатного лица и... демона лихорадки. Пре­обладание  голубого  цвета  в  маске   показывает   злого демона, иностранца или человека из отсталого племени, желтого   или  розового — короля,   принцесс  и   важных сановников.   Конкретная    персонификация    зависит    от формы маски. Поэтому каждая маска по форме и рас­цветке делается так, чтобы ее значение можно было лег­ко понять и объяснить.

—  Танцы сингалов с масками, — продолжал рассказ работник  музея, — надо  рассматривать  как  своеобраз­ный культ. Танцы с масками бывают не только ритуаль­ными, драмами-представлениями, но и обычными «шоу».

Изгнание злых духов с помощью страшных масок — лишь часть всего танцевального представления. Вооб­ще, танцы с «масками в разных формах продолжают су­ществовать на острове и в наше время. Даже многие образованные люди, .потеряв всякую надежду на вы­здоровление близких и помощь обычной медицины, уст­раивают демонические танцы, которые продолжаются всю ночь. Устрашающие танцы под звуки барабана яв­ляются кульминационным моментом.

К сожалению, самая значительная и 'наиболее си­стематизированная коллекция сингальских масок хра­нится в Императорском музее естественной истории в Стокгольме, вторая по величине и значимости коллек­ция масок — в Гамбурге.

—  Маски в нашем музее ничего собой не представ­ляют с точки зрения искусства, — сказал мой гид в за­ключение.

Ученым молодой республики Шри-Ланки предстоит заняться  изучением  и  сохранением  народных ремесел.

 

-->


Copyright 2011-2012 © "Все про страны.ру". Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.