Ах, эта свадьба на Шри-Ланке!

«Необязательно видеть весь путь.
Просто поверьте и сделайте первый шаг». Мартин Лютер Кинг

Materials in English

Home Волшебные острова Красочный остров Шри-Ланка Ах, эта свадьба на Шри-Ланке!
Ах, эта свадьба на Шри-Ланке! PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Через несколько часов после рожде­ния ребенка капля материнского мо­лока выдавливается золотым коль­цом в рот новорожденному.

Из сингальских обычаев

 

Вряд ли у ланкийцев есть более красочный, более праздничный обряд, чем свадьба. Но и на него тради­ции и религиозные верования наложили свой отпеча­ток. Однажды Дон Николае, управляющий типографи­ей «Тайм оф Цейлон», пригласил меня на свадьбу до­чери. Приглашение извещало, что такого-то числа в ре­сторане такого-то отеля состоится свадьба. Свадьба проходила по канонам католической церкви, так как родители суженых были католиками. Она началась пос­ле венчания. На открытую веранду ресторана прибыло много гостей: мужчины в черных костюмах, дамы в красивых шелковых сари, стоимость которых иногда со­ставляла месячную зарплату мужа. Множество украше­ний из золота и драгоценных камней на женщинах. Сто­имость ювелирных украшений на женщинах — это по­казатель материального положения семьи.

У подъезда отеля загудели клаксоны. Организаторы свадьбы и родители направились встречать новобрач­ных. Он тоже в черном костюме и белой рубашке с тем­ным галстуком. Она — в платье из серебряной парчи и длинной фате. Оркестр заиграл популярную мелодию из чаплинского фильма «Графиня из Гонконга», и го­сти принялись за угощение — прохладительные напит­ки, маленькие пирожные и кексы, орешки кешью. Дон Николас обращался в основном к почетным гостям, что-то предлагая им, рассказывая о молодых, о венчании в церкви. Он, в частности, сообщил собравшимся, что жених окончил технологический колледж, работает в солидной фирме. Чувствовалось, что отец считает этот брак удачным. Да, конечно, не обошлось без придано: Борельеф «Влюбленные» в монастыре Исурумуния — шедевр древнего искусства страны.

Сколько израсходовано на эту свадьбу? Да, тысяч пять рупий.

Естественно, что у бедняков нет таких пышных об­рядов. Брак закрепляется лишь обменом  подарками.

Мне приходилось бывать и на других католических свадьбах, как правило, у людей среднего достатка. Эти свадьбы мало чем отличались одна  от другой.

Иное дело традиционная сингальская свадьба! Но я не упомянул об интересной детали: любая свадьба на Шри-Ланке — католическая, традиционная сингальская или индуистская — происходит только после кон­сультаций с астрологом. Даже ортодоксальные христи­ане консультируются у астролога, хотя и не любят го­ворить об этом. Большинство брачных союзов до сих пор подготавливаются родственниками жениха и неве­сты, которые, получив формальное согласие на брак другой стороны, обращаются к астрологу. Ему пред­ставляются все данные предполагаемой пары — время, день и месяц рождения. Астролог составляет их горо­скоп по расположению в данный момент планет и звезд на небе и «определяет», каким будет брак — несчаст­ным или счастливым.

Ланкийские астрологи утверждают, что именно бла­годаря их предсказаниям браки в стране сравнительно устойчивы. Социологи, естественно, объясняют это дру­гими причинами, в частности традиционным авторите­том, которым пользуются родители. Правда, нередко эта пресловутая стабильность браков бывает весьма относительной. Мне припоминается такой случай: когда одному из ведущих работников радиокорпорации Шри-Ланки жена отказалась дать развод, хотя он уже был связан с другой женщиной, этот добропорядочный буд­дист вскоре принял мусульманскую веру и взял вторую жену (мусульманская религия это разрешает). Так бы­ли соблюдены (или обойдены?) законы общества и ре­лигии.

Но вернемся к жениху и невесте. После положитель­ных рекомендаций астролога объявляется дата помолв­ки (ее тоже определяет астролог). Церемония помолвки проводится в доме невесты. Собираются близкие родственники и старейшие члены семьи. Здесь же один из доверенных жениха зачитывает программу свадеб­ной церемонии и затем вручает этот документ отцу не­весты.

Свадебная программа, часто написанная довольно торжественно в стихах, перечисляет имена всех членов обеих семей, их предков, указывает время и дату соо­ружения большого тента, благоприятный день для це­ремонии порува и самой свадьбы.

В знак закрепления брачных обязательств жених и невеста обмениваются кольцами. Наконец, подается за­явление в Бюро по регистрации браков. Более состоя­тельные женихи отмечают это событие, надев на шею невесты цепочку жемчуга или золотое ожерелье. Все ждут самого знаменательного дня. К сожалению, для многих семей он омрачается слишком большими побо­рами в качестве приданого за невестой. Сумма приданого часто определяется лишь после ожесточенных де­батов и споров родственников молодых людей, вступа­ющих в брак. Приданым, которое обычно выдается от­цом невесты после регистрации брака, могут быть как деньги, так и земля, дома, драгоценности, автомашины.

Размер приданого, естественно, зависит от финансо­вых возможностей родителей невесты и социального по­ложения жениха. Жених не должен посещать невесту до тех пор, пока вопрос о приданом не согласован. Есте­ственно, родители жениха опасаются, что «обхажива­ние» их сына родственниками невесты может повлиять на него и заставить быть более сговорчивым в отноше­нии приданого. «Все мужчины выступают против систе­мы приданого, — пишет в этой связи ланкийская газе­та „Обсервер", — однако никто еще не отказывался от него». Газета приводит слова одной ланкийской студент­ки, которая заявила: «Приданое должны давать не жен­щины, а мужчины за то, что женщины создают им уют, ухаживают за ними. В брачном союзе у женщины более тяжелая доля. Тем более в наше время, когда все чаще женщина получает такое же образование, как мужчина, и работает в учреждении или на предприятии. Я не ви­жу никаких оснований для выплаты приданого моими родителями. Я лично не выйду замуж, если потребуется выплачивать приданое». Тем не менее традиция вы­платы приданого, заключает газета, сегодня продолжа­ет существовать. И лишь приятное личико той студент­ки может свести на нет вопрос о приданом 31. Что ни говорите, а пословица «мое лицо — моя судьба» не ли­шена смысла и в Шри-Ланке.

Приближается день свадьбы. В доме невесты пол­ным ходом идет подготовка к этому событию. Женщины чистят рис и толкут его, чтобы испечь кексы и приго­товить сладости. В намеченный день, когда свадебное угощение готово, в доме невесты раздаются звуки ба­рабана. По обычаю еще до свадебного угощения часть пищи  отдается  как  подаяние  буддийским  монахам.

Наступает час, намеченный астрологом. Прибывают родственники невесты. Все ждут приезда жениха. Скоро должна начаться порува. С древних времен эта це­ремония официально оформляет брак среди син­галов (регистрация браков началась совсем недавно). Церемония порува внутренне чем-то схожа с брахманическими обрядами и в соответствии с легендой ухо­дит корнями ,к свадебным ритуалам времен Ману, ко­торый, как утверждает индуизм, является прародителем людей. Сооружение, где проходит брачный обряд, тоже называемое «порува», возводят на платформе, покрыва­ют белым балдахином, драпируют белыми занавесями. Весь пол порувы застилают новыми матами или белы­ми полотнами, на них рассыпают рис, кладут кокосо­вые орехи, листья бетеля. Все сооружение украшают цветами и блестящей мишурой. Рядом ставят корзины с  кексами,   молоком,  рисом,  плодами низанга.

Наконец появляется жених. В зависимости от до­статка он может приехать на слоне, на машине или прийти в дом невесты пешком. Фейерверки, хлопушки и звуки риббаньг возвещают об этом всей округе. Старшие из рода невесты встречают жениха у входа, младший брат невесты омывает его ноги, что символи­зирует послушание младшего брата и уважение его к жениху. В знак признательности жених роняет в чашу с водой золотую монетку или золотое кольцо. Затем по специально разостланным покрывалам его ведут в праздничный зал, где много цветов и всякой мишуры.

—  А   скоро  ли   начнется   порува? — спрашиваю   со­провождающего меня ланкийского знакомого. Он пере­дает мой вопрос одному из организаторов свадьбы.

—   10  часов  47  минут  утра — самое   благоприятное время для этого. Так сказал астролог.

—  Даже время вылета  самолетов в  аэропорту  Катунаяке не назначается так точно, — шучу я.

—  Здесь дело другое.  Самолет  может отправиться с опозданием, а церемония порува должна точно соот­ветствовать указанному   времени.  Тут,   как  говорится, упустишь  время — потеряешь  счастье.   А  кто  из  ново­брачных не мечтает о будущей счастливой жизни?!

В 10 часов 42 минуты, за пять минут до благоприят­ного времени, нареченные встали сзади порувы. В этот момент на полу порувы рассыпали четырнадцать фун­тов риса, затем пол накрыли белым полотном. В 10 ча­сов  43   минуты   старейшина   рода   пригласил   молодую

пару подойти ко входу в поруву. Дядя жениха и дядя невесты ввели их внутрь. Первое, что сделали моло­дые,— это бросили на пол по одной рупии — символи­ческая плата дхоби за чистое покрывало для порувы. Дядя невесты по материнской линии, который руково­дил всей церемонией, сначала соединил ленточкой боль­шие пальцы молодых (иногда соединяются руки) и за­вязал так называемый брачный узел, затем .полил из золотого кувшинчика водой. Невеста и жених обменя­лись свадебными подарками, которые в народе называ­ют «тали-пили-хувалару». Жених надел на шею неве­сты золотое ожерелье, а невеста угостила его рисом, приготовленным на молоке и уложенным на банановых листьях.

После этого мать невесты подошла к поруве, чтобы получить от зятя подарок, называемый «качахела». По традиции таким подарком является большой кусок бе­лой ткани. Невеста раздала стопки листьев бетеля сво­им ближайшим родственникам, которые по одному под­ходили к поруве. Наконец, группа девочек выстроилась перед молодыми и спела традиционные гимны, призы­вающие к благословению новобрачных.

Вся церемония закончилась разбиванием кокосово­го ореха секачом, или хененама, что, по поверьям, при­носит счастье молодой чете. Как гласит легенда, тому из новобрачных, которому досталась большая часть ореха, выпадет большее счастье в совместной жизни. Разрезание ореха означает конец церемонии порува и начало праздничных торжеств и угощений.

Порува — в своей основе народный обряд. Рис, ко­косовые орехи и листья бетеля, которые кладутся в поруву, якобы способствуют приумножению рода. Соеди­нение больших пальцев рук у нареченных и поливание водой из кувшинчика тоже имеет свою символику — создание новой семьи.

После свадьбы жених вместе с группой родствен­ников и невестой направился в дом своего отца. Од­нако в последнее время молодожены стремятся как можно быстрей отделиться от родителей.

Таковы свадебные дела у ланкийцев. Но и здесь мод­ной в городе становится организация свадеб в одном из фешенебельных ресторанов Коломбо, после чего моло­дожены уезжают в свадебное путешествие.

 

-->


Copyright 2011-2012 © "Все про страны.ру". Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.