Тени далеких предков на Шри-Ланке

«Необязательно видеть весь путь.
Просто поверьте и сделайте первый шаг». Мартин Лютер Кинг

Materials in English

Home Волшебные острова Красочный остров Шри-Ланка Тени далеких предков на Шри-Ланке
Тени далеких предков на Шри-Ланке PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Я под экватором, под отвесными лучами солн­ца, на меже Индии и Китая, в царстве вечного, беспощадно-знойного лета. Глаз, привыкший к необозримым полям ржи, видит плантации са­хара и риса; вечнозеленая сосна сменилась неиз­менно зеленым бананом, кокосом; клюква и мо­рошка уступили место ананасам и мангу. Я на родине ядовитых перцев, пряных кореньев, слонов, тигров, змей.

И. Гончаров. «Фрегат „Паллада"»

 

Восточная часть острова Шри-Ланка — наиболее экзотическая. Тут можно увидеть стадо слонов, пересе­кающее асфальтированное шоссе, посетить руины древ­них городов — свидетельство многовековой сингальской культуры, встретить в джунглях веддов — потомков древнейшего населения острова.

Анурадхапура — город-музей, священное место для буддистов не только Шри-Ланки, но и других стран. Говорят, что свое название он получил от имени индий­ского принца Анурадха, который в Vв. до н. э. пришел на остров и основал поселение. Существуют и другие легенды. Здесь вырос хорошо спланированный и про­цветающий город, под стать Вавилону, он стал первой столицей сингальского царства. Позже Анурадхапура потерял свое историческое значение, превратился в ру­ины, окруженные джунглями. В 30-х годах нашего сто­летия начались реставрационные работы. Жилая часть города была изолирована от заповедной, последняя по­степенно становилась доступной для любителей стари­ны и туристов.

В настоящее время население города составляет око­ло 35 тыс. человек. Это административный центр про­винции. Недалеко от Анурадхапуры находится Сигирия, известная  своими  фресками.  Туда  и лежал  мой  путь.

Почему-то всегда во время сборов в дорогу самые необходимые вещи вдруг куда-то исчезают, и ты ищешь их, ищешь бесконечно долго. И, конечно, опаздываешь, ругаешься. Ну, кажется, все готово, пора выезжать. Вдруг вспоминаешь: что-то еще забыл. Опять начи­наются нескончаемые поиски. Так и на этот раз я за­поздал с отъездом в Сигирию. Хотя знал, что в районе Анурадхапуры и Полоннарувы — более поздней син­гальской столицы, куда административно входит и Сигирия, на дорогах небезопасно и надо засветло добрать­ся до отеля.

Сгущались сумерки, а мы все еще были в пути. По краям дороги таинственно чернели джунгли. Лишь изредка луч света  фар выхватывал одинокую повозку, запряженную парой буйволов, несколько домиков на обочине, и опять джунгли. О чем только не переду­маешь в дальней дороге. Современный транспорт уве­личил скорость, но, к сожалению, он не сделал путе­шествия безопасными.

Ну вот и Дамбулла, до Сигирии еще около 20 км — полчаса езды. Конечно, можно было бы заночевать здесь, но ведь в отеле Сигирии заказан номер, к тому же хочется завтра с утра пораньше начать путешествие на Львиную скалу. Ехали медленно, со скоростью пе­шехода,— дорога была плохая, встречались совсем раз­битые участки. Видимо, днем здесь велись ремонтные работы.

По сторонам дороги — густые заросли, вокруг — ни души... Но вот послышалось мычание коров, запахло дымом, кизяком и парным молоком. Показались огонь­ки небольшой деревни. Мы подъезжали к Сигирии. Крутой поворот у скалы. Яркие огни отеля. Швейцар открыл дверцу машины, забрал вещи. Hacздесь жда­ли, и это было очень приятно.

По совету служащего отеля восхождение на скалу мы начали в 6 часов 30 минут утра: пока не очень жар­ко, да и людей немного. Львиную скалу скрывала ту­манная дымка. Еще не рассвело, когда мы подошли к гротам и огромным каменным глыбам, теснящимся на подступах к горе. Нам чудилось, что за .каждым кам­нем кто-то скрывается, слышались таинственные голо­са и шорохи, но кругом не было ни души, лишь изред­ка попадались бездомные собаки. Вот крутые лесенки подъема. «Нет другого такого места на Цейлоне, кото­рое бы действовало так на ваше воображение, как Сигирия», — вспомнил я слова историка и путешествен­ника Л. Вульфа.

По ржавым металлическим лесенкам мы поднялись на первую площадку, затем прошли ряд вырубленных в скале галерей и оказались на большой в виде терра­сы второй площадке, покрытой землей. Здесь росли тра­ва и несколько деревцев. Мы подошли к разрушенному изваянию огромного льва. Собственно, остались только огромные лапы да выложенные из кирпича ступеньки, которые раньше были внутри каменного зверя. Чтобы подняться к вершине, надо было пройти через пасть льва — и не каждый решался на это. Ближе к вершине опять начались металлические лестницы, напоминающие .пожарные на высотных зда­ниях. Затем они оборвались. Теперь мы поднимались по еле заметным ступенькам, вырубленным в скале. Последние метры... Вот и вершина этого сложного ин­женерного комплекса. Отсюда открывается вид на ок­ружающие равнины с зелеными квадратиками возделан­ных полей риса, на озеро, джунгли, синеющие вдали вершины гор. Остатки фундамента, каких-то лестниц, вырубленных в скале и полуразрушенных временем и силами природы, прямоугольники бывших царских бас­сейнов (здесь собиралась и хранилась дождевая во­да)— вот все, что осталось от величественного царско­го дворца.

Начало припекать солнце. Длительные подъемы и переходы утомили. Но нам еще предстояло увидеть глав­ную достопримечательность Сигирии —фрески. На об­ратном пути мы посетили знаменитый грот. Еле проби­вающиеся лучи солнца освещали фрески с изображе­нием красавиц. Женские фигуры, обнаженные до поя­са, как бы парили в облаках. Высокое художественное мастерство, тонкость рисунка, яркость красок, сохранив­ших свежесть в течение 15 веков, — ошеломляют.

Как были созданы дворцовые сооружения на скале, сеть водохранилищ, наскальная роспись? Кто эти без­вестные мастера? Наконец, кто изображен на фресках? Подобные вопросы преследовали меня. За поздним ужи­ном я спросил об этом соседа по столику. В столовой был полумрак. Когда кому-нибудь приносили специаль­но заказанный «пылающий омлет», свет совсем выклю­чали. Необычность обстановки и полученных днем впе­чатлений умело использовалась обслуживающим персо­налом для создания особой атмосферы.

—  Много всяких легенд и поверий связано с Сигирией, — начал   рассказ   мой   сосед. — Пожалуй,  это  са­мая трагическая и романтическая страница нашей исто­рии,  которая  вдохновляет  многих  художников,   поэтов и  писателей.  Но  часть  сингалов  по-прежнему  считает эти места  недобрыми и  избегает посещать  их.  Хотите, я  расскажу одну  из  местных легенд о Сигирии?

Я кивнул.

—  Пятнадцать веков назад жил царь, который имел двух сыновей. Старший, Кассапа, был рожден от женщины из низшей касты. Одолеваемый жаждой власти, он сначала пленил, а потом убил отца. Боясь гнева богов и народного возмущения, Кассапа построил себе дворец на очень высокой и очень неприступной скале. Лишь днем царские слуги по веревочным лестницам спускались вниз и в ближайших деревнях собирали про­дукты для дворца. Самый главный вход в твердыню охранял огромный каменный лев с разинутой пастью.

У Кассапы было несколько жен. В селах округи вы­бирали самую красивую девушку и отправляли на Льви­ную скалу. Царь жил с новой женой несколько лет, а потом во искупление своих грехов приносил ее в жерт­ву: несчастную женщину отдавали на растерзание ог­ромному льву, которого держали в клетке. Перед жерт­воприношением царь, чтобы навечно запечатлеть красо­ту женщин, приказывал придворному мастеру-живопис­цу рисовать их на стенах многочисленных скальных гротов и галерей. Так появились знаменитые сигирийские фрески.

Кассапа все время боялся заговора и предательства приближенных. Поэтому через каждые два-три года один из его визирей исчезал навсегда — по приказу ца­ря его умерщвляли и замуровывали в каменную стену. Кассапа царствовал около 20 лет, но все эти годы не знал покоя. Наконец царь узнал, что его брат Моггаллан собрал в Индии огромное войско и идет на него походом. Кассапа не стал дожидаться нападения. Он спустился со своими войсками в долину и здесь дал бой, но потерпел поражение. Поняв, что пришло возмез­дие, царь стремительно поднялся в свои каменные чер­тоги. Со стен на него смотрели изображения погублен­ных жен. Он видел перед собой лица убитых им визирей, слышал голоса, призывающие к отмщению. Касса­па не выдержал: он выхватил меч и закололся. Гово­рят, что последней жене удалось спастись. Узнав от дворцового художника о судьбе своих предшествен­ниц, она тайком свила из веревок и волос лестницу и ночью, не побоявшись высоты, спустилась вниз и убе­жала к себе в деревню, где и поведала эту историю.

Рассказчик умолк. Я тоже хранил молчание, нахо­дясь под впечатлением только что услышанного.

— Извините, что вмешиваюсь в ваш разговор, но невольно я слышал часть этой истории, — обратился к нам сидевший за соседним столиком ланкийский худож­ник по батику, с которым я познакомился днем,— хо­тите послушать еще одну легенду?

—  Конечно, — заявили мы в один голос.

—  Так вот, Кассапа не мог забыть отца, заживо за­мурованного   в  стену.   Когда   он   ходил   в  одиночестве по своему каменному мешку-дворцу, ему виделось вез­де лицо отца, слышались его стоны и проклятья. Что­бы   избавиться   от   этого   кошмара,   Кассапа   приказал придворному художнику расписать стены скальных га­лерей,   запечатлев   его    многочисленных    жен.   Кстати, многоженство, по канонам буддийской религии, в этот период разрешалось. Может показаться неправдоподоб­ным, что Кассапа так дико расправлялся со всеми сво­ими женами. Однако я не сомневаюсь, — продолжал он, — что на фресках изображены именно жены Кассапы. Кстати, английский археолог X. С. Белл, обнару­живший этот памятник древней сингальской живописи в 1895 году, также утверждал, что на фресках изобра­жены жены царя и их служанки, цветами украшающие своих хозяек, перед тем как они отправятся в храм в Пидуругал а.

Я вышел на улицу. Светила огромная луна, ее се­ребристый свет делал пейзаж похожим на театральные декорации. Львиная скала, выделявшаяся темным си­луэтом,   напоминала   задремавшее  огромное  животное.

Этой ночью я спал плохо. Было душно. Снились ка­кие-то кошмарные сны. А наутро, перед отъездом, мы с шофером пошли побродить по окрестностям Сигирии. В близлежащей деревне мы встретили женщин, смело и открыто взглянувших на нас. Что за наваждение?! Они чем-то напоминали женщин с фресок Сигирии — те же правильные и красивые черты лица, те же стат­ные фигуры и осанка. Шофер подтвердил, что женщин такого типа не встретишь в Коломбо. Кто они? Родии?! А может быть, 'представительницы совсем другой этни­ческой группы?

Приятная девушка

На скальной стене!

Твои зубы словно жемчужины,

Свет твоих глаз дурманит,

Как цветок лотоса.

Поговори со мной

И раскрой свое сердце! —

было начертано на стене галереи в Сигирии. Так в средние века выражали свои чувства те, кому довелось увидеть это чудо искусства.

 

-->


Copyright 2011-2012 © "Все про страны.ру". Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.