Праздники и будни на Шри-Ланке

«Необязательно видеть весь путь.
Просто поверьте и сделайте первый шаг». Мартин Лютер Кинг

Materials in English

Home Волшебные острова Красочный остров Шри-Ланка Праздники и будни на Шри-Ланке
Праздники и будни на Шри-Ланке PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Путешествуя, я, конечно, дивился неизвестному, жадно вглядывался в чужое и радовался, находя в неиз­вестном знакомое, в непонятном - близкое и родное.

И. Эренбург. «Путевые записки»

 

Праздник Нового года - один из древнейших в ми­ре. Вполне естественно, что со временем он стал обра­стать легендами и своеобразными ритуалами. И каж­дый народ добавил свои обычаи к этому веселому тор­жеству. Однако не во всех странах Новый год празд­нуется с наступлением января. Если спросить индийца, когда в его стране отмечают Новый год, он ответит, что это зависит от религиозной принадлежности чело­века и его национальности. Дело в том, что помимо официального в этой стране существует еще почти 30 ка­лендарей. Так, например, мусульмане Индии, так же как и мусульмане Ирана, встречают Новый год в полночь 22 марта. В этот день положено менять всю гли­няную посуду на новую. Однако основная часть индий­цев, так же как и сингалов Шри-Ланки, отмечает Но­вый год в середине апреля. Для этого есть свои причи­ны: празднование весны, завершение уборки основного урожая риса.

С этнографической точки зрения этот праздник у большинства народов мира состоит как бы из двух фаз: первая - скорбь по умершему божеству и вторая - радость по случаю его нового рождения. Приблизитель­но такова же суть сингальского Нового года.

На первом этапе праздника сначала отмечают про­воды старого года (Парана Авурудда), затем насту­пает «нейтральный час» - период между смертью ста­рого божества и рождением нового. В это время запре­щается зажигать огни, готовить пищу, есть и пить. Во­обще нельзя что-либо делать. Разрешаются только религиозные песнопения и шествия. Думы верующих обра­щены к умершему богу. Они молятся о рождении но­вого бога.

Как только божество рождается, сингальцы начи­нают праздновать Новый год. Умирающий и вновь на­родившийся бог символизирует собой плодородие. Это бог урожая. Новый год совпадает с праздником весны: божество, выступающее как покровитель и защитник хорошего урожая, умирает на поле, чтобы воскреснуть к новой жизни среди веселых праздничных церемоний. Обычно Новый год на острове совпадает с обновлени­ем природы. С наступлением Нового год по деревням летают кукушки, возвещая о приходе праздничного се­зона, созревают фрукты.

Обновленная природа дает людям новые стимулы к активной жизни, к деятельности. В определенный час вновь возгорается огонь в до­машних очагах. В соответствии с традицией первая трапеза происходит в кругу семьи. Затем сингалы идут в гости к родственникам, друзьям и знакомым с ново­годними подарками.

В фирмах и компаниях подводятся годовые итоги, торговцы заводят новые книги и счета. Даже таким будничным занятиям, как принятие душа и смазывание головы кокосовым маслом на следующий день после Нового года, придается особое значение. С душев­ным подъемом сингалы отмечают наступающее затем полнолуние, ,как бы напоминая себе о своей связи и близости со всей вселенной.

- Люди становятся все более практичными и рас­четливыми,- сказал мне знакомый ланкийский журна­лист из газеты «Ланкадипа», - празднование Нового года в Шри-Ланке теряет прежний смысл. Сегодня но­вогодний  праздник, особенно в городе, уже не объеди­няет людей. Виновата в этом и капиталистическая дей­ствительность с ее горькими для простых людей плода­ми: безработицей, инфляцией и другими атрибутами.

По словам этого журналиста, в Шри-Ланке праздно­вание Нового года в последнее время, как и на Западе, все больше используется в коммерческих целях. Житель Коломбо теперь вряд ли услышит голос кукушки, но обязательно прочтет объявление о новогодней распро­даже залежавшихся  товаров  во  многих  магазинах...

Праздники, обычаи и традиции нашли широкое от­ражение в работах ланкийских мастеров ювелирного дела. Как правило, большинство сингальских женщин начинает носить украшения после замужества. Но иног­да мальчики и девочки тоже носят их. Чаще всего это амулеты, которые надевают ребенку, чтобы уберечь его от сглаза, болезней и всяких других «козней» злых ду­хов. Наиболее распространен амулет против дурного глаза - дива пияпола. Таково же назначение другого амулета - панчаяудха, состоящего из цепочки и брелка, на котором вырезаны пять символов: меч, диск, ра­ковина, стрела и лук.

Мне приходилось довольно часто наблюдать, что такие украшения-амулеты   носят  и  взрослые  сингалы. Причем эти амулеты, как рассказывали друзья, «пре­дохраняют» не против всякого зла. Например, против сглаза на цепочке носят амулет из зуба леопарда, ук­рашенный золотом или серебром. От случайной встре­чи с демонами или лешими «предохраняет» особое вьющееся растение типа нашего вьюнка. Его надевают на запястье руки. Оно же оберегает от укуса змей. Из­вечная борьба человека со стихиями, которые олицет­воряют злые духи и демоны, побуждает ювелиров к творчеству. Но главный источник их вдохновения - сама природа Шри-Ланки. Чтобы убедиться в этом, достаточно познакомиться с коллекциями ювелирных изделий в музеях Коломбо и Канди или взглянуть на украшения, выставленные в антикварных магазинах и лавочках. Ювелирные украшения часто напоминают цветы, плоды, семена - растений или силуэты животных.

Как правило, старинные произведения ювелирных мастеров в нашей стране представляют собой различ­ные стилизованные изображения обычных ланкийских цветов и фруктов, - рассказывал мне ювелир из мага­зинчика при фешенебельном отеле «Маунт Лавиния».- В орнаменте широко использовались каравила (горькая тыква), луну мала (цветы лука) и даже семена горака. Эти образцы сингальских ювелирных изделий чем-то напоминают работы мастеров Южной Индии, с которой Шри-Ланку издавна связывают культурные узы. Вот почему даже в названиях некоторых наших украшений присутствуют индийские слова. Например, пол-малая, пети-малая, джедди-малая. Так в Индии назывались гирлянды из живых цветов, которые во время различ­ных праздников составляли неотъемлемую часть жен­ского наряда.

Было бы ошибочным считать, что мастера, как ста­рые, так и современные, просто копируют живую при­роду. «Цепочка ювелира, - пишет в своей книге «Сред­невековое искусство и ремесло Цейлона» Ананда Kvмарасвами, - в действительности не похожа на цве­точную гирлянду, скорее она - цветочное украше­ние». Старые мастера, как и продолжатели их тра­диций в настоящее время, использовали лишь общую идею образа живой природы. Они создавали маленькие шедевры, отображающие все богатство и разнообразие окружающего мира.

 

-->


Copyright 2011-2012 © "Все про страны.ру". Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.