Шри-Ланка. До свидания, Канди!

«Необязательно видеть весь путь.
Просто поверьте и сделайте первый шаг». Мартин Лютер Кинг

Materials in English

Home Волшебные острова Красочный остров Шри-Ланка Шри-Ланка. До свидания, Канди!
Шри-Ланка. До свидания, Канди! PDF Печать E-mail
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Англичане уже сидели за   столом, все, как один, в черно-белом.

- Прошу меня простить. Задержался в дороге - слушал музыку,- извинился я. Они, прожившие на Цейлоне по двадцать пять лет, изобразили приличествующее случаю изум­ление. Музыку? Разве у местного населения есть музыка? Они этого не знали. Первый раз слы­шали.

Пабло Неруда. «Признаюсь: я жил»

 

Как-то вечером еще в начале моего пребывания в Коломбо с соседней улицы послышались звуки там­буринов и тамтамов. Мне захотелось взглянуть, что там происходит. Было довольно душно, но любопытство взяло верх, и я отправился - посмотреть на это необыч­ное вечернее представление, тем более что театров в столице Шри-Ланки нет, не было и телевидения - жизнь, в общем, довольно однообразна. Пройдя сот­ню метров по слабо освещенной улице Флауроуд, я вышел на перекресток и сразу попал в лавину света и шума: шла процессия. Впереди - дети с фонарями и факелами, за ними - музыканты, затем танцоры, вы­делывавшие на ходу замысловатые фигуры в такт му­зыке; группа людей несла какие-то ярко освещенные декоративные украшения, другая - факелы и фонари; следом важно и чинно шествовали два слона: один ог­ромный, украшенный попоной, на его спине сидел маль­чик в сказочно-красивом наряде, другой слон помень­ше. И снова - танцоры, музыканты, факельщики. За процессией двигалась толпа зрителей.

Шествие, растянувшееся на сотни метров, привлек­ло большое количество людей.

-  Что это такое? - спросил я у прохожего.

-  Перахера.

Так впервые я увидел перахеру, о которой прихо­дилось читать в журналах, слышать от товарищей, побывавших на Шри-Ланке. Однако лишь прожив в стра­не несколько лет, я понял, что перахера - это не про­сто шумное праздничное шествие, а часть сингальской жизни, истории ланкийского народа. В переводе с син­гальского языка перахера означает «хождение по кру­гу». Хотя шествия чаще всего бывают приурочены к каким-нибудь датам буддийской религии, нельзя ска­зать, что это чисто религиозное мероприятие. Скорее, красочная праздничная церемония, поводом для про­ведения которой могут служить разные, как важные, так и незначительные, события: например, чтение мо­нахом священных буддийских гимнов в деревенском храме, раздача ежедневных приношений монахам. Дру­гой повод - с рисовых полей убрали первый урожай. Приготовленную пищу из нового риса мужчины и жен­щины несут на головах к деревенскому храму и разда­ют монахам, это тоже перахера.

Пышная, радостная перахера устраивается во время свадебных церемоний. Для молодой женщины приход в дом мужа в сопровождении шествия - высшая почесть.

Торжественнее всего проводятся перахеры во время буддийских праздников. Ежегодные перахеры, продол­жающиеся по два-три дня, организуют большинство буддийских храмов. На это зрелище, обычно завершаю­щееся демонстрацией реликвии, которой славится дан­ный храм, собираются, как правило, жители всех близ­лежащих деревень.

Подобно тому, как в христианские праздники совер­шают крестный ход с хоругвями вокруг церкви, в буд­дийские праздники процессия с реликвиями по предпи­санному ритуалу под звуки тамтамов и тамбуринов движется вокруг храма.

К таким праздничным перахерам относится, напри­мер, Весак Перахера, проводимая в мае. Ею отмечает­ся тройное событие: рождение Будды, достижение им просветления и его смерть. В июне, когда празднуется распространение Махиндой, сыном индийского царя Ашоки, буддизма на Шри-Ланке, организуется Посом Перахера; в октябре - ноябре, когда отмечают победу бога войны Катарагамы над индуистскими божества­ми,- Картика Перахера.

Когда я поделился с ланкийскими друзьями впечат­лениями от шествия на улице, они сказали:

- Вы еще не видели перахеры в Канди, вот это дей­ствительно красочное зрелище! Она проводится еже­годно в конце июля и начале августа в полнолуние и называется Эсала Перахера (эсала на сингальском языке - август). Продолжается она семь дней. Приез­жайте, посмотрите. Обычно в это время в Канди соби­рается много народа, особенно туристов. Постарай­тесь попасть на последнюю, завершающую церемонию.

И я решил обязательно побывать в Канди на перахере.

Наступил конец июля. Газеты под крупными заго­ловками печатали сообщения о кандийской перахере и помещали многочисленные фотографии. Репортажи из Канди передавались по радио. Всем было известно, сколько каждый вечер присутствовало гостей на празд­нике, сколько участвовало слонов, как заупрямился и чуть не взбунтовался один слон, когда у него под нога­ми оказалась горящая пакля, выпавшая из плошки или факела, и т. д. Количество слонов и участников про­цессии около храма Далада Малигавы увеличивалось. Радио, телевидение и пресса делали свое дело. Каждый день огром­ная масса жителей Коломбо и туристов прибывала в Канди, чтобы посмотреть перахеру.

Я заблаговременно купил в туристическом бюро би­лет на заключительную часть перахеры (дело было по­ставлено на широкую коммерческую основу) и отпра­вился в горную часть страны.

Поездка в Канди сама по себе - незабываемое со­бытие. Шоссейная дорога петляет среди холмов. Кругом куда ни посмотришь - зеленые чайные плантации, ба­нановые рощи, кокосовые пальмы. Тут и там на скло­нах на зеленом фоне белеют стандартные здания - это чайные фабрики.

Канди - столица последнего независимого сингаль­ского государства, - расположенный высоко в горах, долгие годы был неприступной крепостью для колони­заторов. Для сингалов Канди -не только символ дли­тельной борьбы за независимость, но и религиозный центр буддизма, где пребывают главы буддийской церкви и где хранится одна из почитаемых реликвий - «священный зуб» Будды.

Город, лежащий между холмами, очень живописен. Его   опоясывает  широкая  Махавели-Ганга.  На   берегу этой реки, в Перадении, расположен крупнейший в Азии ботанический сад. Пальмовые аллеи и огромное количество разных видов тропической растительности (лишь одних орхидей около тысячи видов) привлекают сюда не только туристов, но и ученых из разных стран мира. В ботаническом саду есть дерево, посаженное Юрием Гагариным во время его посещения Шри-Ланки.

В центре города Канди - искусственное озеро, ко­торое обнесено тяжелой каменной оградой, похожей на верхнюю зубчатую часть кремлевских стен. На берегу озера стоит старинный королевский дворец, где теперь размещен Национальный музей. В его экспозиции - образцы домашней утвари, одежды и оружия прош­лого.

Особой достопримечательностью Канди является глубоко почитаемый буддистами храм Далада Малигава, где и хранится «священный зуб» Будды. Эсала Перахера проходит по улицам, прилегающим к этому храму.

Побродив по городу и изрядно устав, я решил от­дохнуть в небольшой гостинице (в главной гостинице города «Куинс отель», из окон которой открывается хороший вид на празднества, места были забронирова­ны заранее), ибо процессия начинается лишь в 10 ча­сов вечера, а кончается, как правило, далеко за пол­ночь.

Bназначенное время я занял место на трибунах, на­спех сколоченных для этих целей, кое-где стояли ряды стульев (для иностранных туристов).

Время было уже позднее, а процессия все не появлялась. Это было похоже на провинциальный театр, где у артистов что-то не ладилось и все с нетерпением ждали, когда же поднимется занавес, которым здесь было темно-синее покрывало ночи, затканное больши­ми, по-южному ярко мерцающими звездами. Где-то пе­ли цикады, слышались звуки рожков продавцов слабо­стей, короткие взрывы хлопушек.

Моим соседом по трибуне оказался ланкиец, судя по внешности, - служащий. Его жена и дети давно уже позевывали.

- Долгое ожидание, наверно, настроило вас на скептический   лад, - заговорил    он. - Однако   согласитесь, что собрать для выступления двести слонов и ты­сячу человек - задача, в общем, не из легких? Но все пройдет хорошо, ведь не первый год проводится Эсала Перахера. Кстати, вы знаете, когда зародилась эта тра­диция? А историю «священного зуба» Будды? А сколь­ко хлопот он доставил англичанам? Если вы об этом ничего не слышали, то перахера покажется вам обыч­ным «шоу».

-  А вы расскажите. Такой исторический экскурс бу­дет полезен и интересен.

-  Перахеру можно считать не только религиозным, но и военным, историческим праздником, - начал свой рассказ С. Сельванаягале, оказавшийся врачом из Ко­ломбо. - «Махавамса»   свидетельствует,    что   «священ­ный зуб» Будды был доставлен на Шри-Ланку из Индии женщиной-брахминкой   в   371   году,   во   время   царст­вования короля Сири-Мегхавана. На Шри-Ланке релик­вия хранилась в особой шкатулке, а затем была поме­щена   в  Дхамма-Чакка - павильоне,   специально  пост­роенном для этих целей. По этому случаю были орга­низованы   торжества,  которые   стали   прообразом   перахеры.   Король   издал    особый    указ,    повелевавший впредь ежегодно устраивать процессию, которая бы про­носила реликвию вокруг дагоб Анурадхапуры - тогдаш­ней столицы сингальского государства. Шли годы. Сме­нялись короли, но этот указ добросовестно исполнялся, что и «породило своеобразную традицию. Известный ки­тайский путешественник Фа Сянь, побывавший в пятом веке в Индии и на Шри-Ланке, описал свое путешествие и даже сделал зарисовки ланкийской перахеры. Мину­ло несколько сот лет, столица переместилась в Полон-наруву,  а  затем  в  Канди,  и это  национальное празд­нество стало проходить в  новой  столице.  Правда, те­перь уже «священный зуб» остается в храме: считается святотатством  выносить его из храмовых покоев. Для торжественной церемонии  берут копию  реликвии.

-  Есть еще одна историческая версия, - продолжал мой собеседник. - В  царствование Ванканасика Тиссы во втором веке нашей эры один из индийских королей напал  на  остров и захватил   12 тысяч  пленных. Всту­пивший на престол король Шри-Ланки Гаджабаху ре­шил  отомстить  за  поражение.  Он  пошел  походом  на Индию и, выиграв битву, привел с собой 24 тысячи пленных, а в качестве трофея доставил священную буддий­скую реликвию - чашу для подаяний. В ознаменование победы над врагом и была проведена первая перахера, скорее всего похожая на военный парад. Истори­ки считают, что эти два происшествия и послужили ос­новой для сегодняшней Эсалы Перахеры... Смотрите, появились танцоры и первые слоны!

Шествие от храма Далада Малигавы приближалось к нам.

- Кстати, - заметил сосед, - если вы останетесь ночевать в Канди, то завтра в местном Национальном музее вы сможете услышать продолжение моего рас­сказа, или заходите ко мне в Коломбо, я рад, что вас заинтересовала история Шри-Ланки.

Шум перахеры, как нарастающий морской прибой, все приближался. Перед нами прошел первый слон, на котором восседал глава всей процессии.

- В его руках древние манускрипты, - заговорил опять ланкиец, - называемые по-сингальски «Лекам Миттья», в которых перечисляются победы сингалов над врагами. За первым слоном проследовали знаменосцы, а так­же барабанщики и флейтисты, исполнявшие сингаль­ский военный марш «Гаман Хевеси». За ними на огром­ном слоне ехал главный махаут храма Далада Малигавы, который руководил всей подготовкой этого па­рада. В руках у старшего вожатого - серебряный жезл... Вот появилась группа барабанщиков и танцо­ров. При свете факелов они исполнили замысловатые пируэты народных танцев, получивших известность как «андийские танцы». Все исполнители были одеты в красочные костюмы.

Звуки тамбуринов, барабанов и морских раковин, перезвон маленьких колокольчиков на слоновых попо­нах сливались в мощный гул. Рябило в глазах от раз­ноцветных нарядов людей и украшений на слонах. К нам приближалась «звезда» этого шествия - главный слон храма Далада Малигавы с огромными белыми бивнями, наполовину покрытыми металлической опра­вой, инкрустированной драгоценными камнями. Укра­шенный попоной, которая была расписана в стиле ба­тик и усыпана самоцветами, слон величественно шагал по белому покрывалу, выстилавшемуся перед ним в ви­де дорожки. На его спине покоилась маленькая резная позолоченная часовенка, в которой хранился ларец с копией «зуба» Будды. За слоном следовала группа ба­рабанщиков и танцоров, за ними шел верховный жрец храма в расшитых золотом и серебром одеждах; его сопровождали буддийские священнослужители. Замы­кали эту процессию слоны, танцоры и музыканты.

В отель я вернулся поздно ночью. В ушах еще дол­го звучала непривычная музыка, а перед глазами сто­яла праздничная процессия с факельщиками, танцора­ми и величественными слонами... Один храмовый слон, два, три, и вот, кажется, им уже нет конца... Сказалась усталость, и я уснул как убитый.

Наутро по совету моего ланкийского знакомого я отправился в местный Национальный музей. Музей как музей. В нем не было ничего примечательного. Но бе­седа гида меня заинтересовала.

- В средние века, - начал он, - все правители для укрепления своих позиций проявляли особую заботу о сохранности «священного зуба» Будды.

В народе законная политическая власть ассоциировалась с обладанием реликвией. Англичане, войска ко­торых в 1815 г. вступили на территорию Кандийского государства, не могли с этим не считаться. Королев­ство Канди «по договору» перешло под управление английской короны, а последний сингальский король вместе с семьей был отправлен в изгнание в Индию. Англичане стали «попечителями» буддийской реликвии на правах законных правителей острова. Однако слу­чилось непредвиденное: как и много раз раньше, когда положение короля по каким-то обстоятельствам оказы­валось непрочным, реликвия из храма исчезла. Англи­чане, как говорится, остались с носом! Как потом выяс­нилось, еще до вступления английских войск в Канди сингалы вынесли из храма «зуб» Будды и спрятали его в надежном месте. Чужеземцы начали тщательные по­иски, которые в конце концов увенчались успехом: ре­ликвия была найдена. Ее поместили в храм, и это по­служило поводом для больших торжеств. Во время вступления праздничной процессии в Канди ее привет­ствовал английский резидент. По установив­шемуся обычаю реликвию нес на спине величественный слон, украшенный нарядной попоной. За ним шли еще пять огромных слонов с могучими бивнями. Шествие сопровождали барабанщики третьего английского полка ее величества королевы Великобритании.

После такого торжественного водворения реликвии в храм Далада Малигавы английские колонизаторы по­чувствовали себя, наконец, полновластными хозяевами острова. Как свидетельствуют архивные документы, Д'Ойлай записал тогда: «Именно теперь мы получили несомненное подтверждение доверия кандийских под­данных и их молчаливое согласие на управлений остро­вом британским правительством». Но «молчаливое согласие» народа продолжалось недолго, замечает в своем труде ланкийский историк Хорис де Сильва. Вско­ре народные массы поднялись с оружием в руках про­тив англичан. Борьба в горной части страны продолжа­лась несколько лет. Во время всех этих событий англий­ские власти не спускали глаз с «зуба» Будды. И тем не менее восставшие с помощью буддийских монахов Сумангала и Калугомуве вынесли реликвию из храма. Англичане испугались публично признать, что «зуб» Будды исчез.

Однако после подавления восстания они вынуждены были объявить о пропаже. Вновь начались усиленные поиски реликвии. Наконец «зуб» Будды был найден у монаха, скрывавшегося с ним в джунглях района Матале. Чужеземцы приняли новые меры по охране ре­ликвии: ключи от главного ларца с «зубом» Будды и храма Далада Малигавы теперь хранились у самого британского резидента в Канди!

Лишь в 1847 г., почувствовав себя более прочно на острове, англичане решили вернуть верующим релик­вию. Сказалось также давление христианских миссио­неров, которые обвиняли английскую администрацию в заигрывании с буддизмом.

Официальная церемония передачи реликвии, храня­щейся в семи ларцах (ларцы вкладываются один в дру­гой, шесть из них - золотые), произошла 2 октября 1847 г.

По этому случаю генерал-губернатор Шри-Ланки Торрингтон отправил в Лондон статс-секретарю по де­лам колоний лорду Эрлу Грею донесение: «Сообщение, которое я довожу до Вашего сведения, думаю, доста­вит чрезвычайное удовольствие не только Вам, Ваша светлость, всем членам правительства ее величества, но также и всем верующим христианам Англии... Ши­роко известная реликвия, настоящая или воображае­мая, известная как „зуб" Будды, находившаяся в Кан­ди под наблюдением и опекой британского правитель­ства с 1815 г., была передана в вышеупомянутый день».

Однако в июле 1848 г. в районе Канди вновь вспых­нули волнения, поводом к которым послужило введе­ние новых налогов. Боясь оказаться без шкатулки с «зубом», англичане немедленно забрали ключи от глав­ного ларца и от входных дверей в верхний этаж Дала­да Малигавы, где хранилась реликвия, а позже и ключи от самого храма. Как подчеркивают ланкийские истори­ки, хотя англичане заявили об отказе от участия в ка­ких-либо буддийских церемониях, а также сняли с се­бя ответственность за охрану реликвии, для местной английской власти она по-прежнему имела важное по­литическое значение.

Британские власти на Шри-Ланке оказались перед дилеммой. С одной стороны, по политическим мотивам они должны были хранить реликвию в накрепко запер­том храме, с другой - боялись нового выступления син­галов, которые были возмущены тем, что храм Далада Малигавы постоянно закрыт для верующих и для мно­гочисленных паломников. Тогда английский резидент пошел на уступки; он разрешил буддистам посещать храм и согласился вернуть ключи от Малигавы при условии, что место, где стоит главный ларец с реликви­ей, будет загорожено прочной железной решеткой. И только установив металлическую конструкцию, анг­личане в апреле 1850 г. решились вернуть ланкийцам ключи от храма. Однако ключи от «комнаты с железной решеткой, где хранились ларцы с реликвией, и от са­мих ларцов по-прежнему оставались в руках англичан.

И еще три года оттягивали чужеземцы передачу ре­ликвии верующим Шри-Ланки. Лишь 20 мая 1853 г., боясь новой волны возмущения народных масс, коло­низаторы, наконец, уступили буддистам и окончательно возвратили «зуб» Будды храму.

Так целых полстолетия англичане «пеклись» о ре­ликвии, всевозможными путями стремясь закрепиться на острове, для чего использовали дипломатию, заку­лисные интриги и другие средства.

Такова одна из страниц борьбы ланкийского народа за свое национальное освобождение. Мы знаем, что эта борьба была упорной, кровопролитной и длительной. Трудно было маленькому народу противостоять Бри­танской империи - владычице морей. Лишь в наше время народ Шри-Ланки окончательно освободился от колониальных пут.

После посещения музея я другими глазами смотрел на седые камни храма Далада Малигавы, на окрестно­сти, где развертывались исторические события, а в каж­дом жителе Канди видел потомков тех славных патри­отов, которые не согнули спину перед английскими за­воевателями, а с оружием в руках выступили на борьбу с врагами.

До свидания, Канди! Я надеюсь вновь увидеть твои величественные храмы и зеленые долины, вновь сопри­коснуться со стариной, о которой так живо напоминает Эсала Перахера.

 

-->


Copyright 2011-2012 © "Все про страны.ру". Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.